On-line: guests 0. In total there are: 0 [information..]
AuthorTopic
ИИР



link post  Posted: 18.04.12 06:27. Post subject: ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА


ПРЕДИСЛОВИЕ
Табасаранский народ вместе с дагестанскими народами волею судеб, оказавшись на исто-рической тропе «великого переселения народов», на исторической арене «великого пере-дела мира», на древней земле, где встретились в ранней юности три мировые религии; иу-даизм, христианство и ислам, более 2000 лет боролись за свободу, независимость и за свое существование.
Естественное стремление табасаранского народа к свободе и независимости отразилось в древних исторических источниках, в народном творчестве в виде преданий, легенд и притч о героических защитниках земли предков.
Такая палитра несказочной прозы более двухтысячелетней духовной истории Табасарана была следствием господства в «Стране хребтов» сначала язычества, затем зороастризма, иудаизма, христианства и, наконец, ислама.
Автором сделана попытка по древним историческим источникам воссоздать хронологию событий исторического развития табасаранского народа с древнейших времен до наших дней. Краткий курс по Истории Табасарана является не завершенной. Молодому поколе-нию есть о чем думать.
«Каждый народ, — как писал академик Б. Рыбаков — должен знать свою историю и уметь соотнести ее с историей других народов. Ведь у каждого из них свое прошлое, своя куль-тура, свой язык». В настоящее время поворот к изучению исторического прошлого вызвал огромный интерес к культурному наследию всех народов. Освободившись от многих догм духовной несвободы, идеологизации жизни, общество приходит к признанию приоритета общечеловеческих ценностей.
Выражаю особую и искреннюю благодарность Ильясову Солтансаиду Яндархановичу, кумыку по национальности, инженеру-электрику по специальности, знатоку истории та-басаранского народа, который открыл мне глаза в мир исторического развития моего ма-ленького народа с древнейших времен до наших дней и благодаря которому написана эта великая история моего маленького народа.


Спасибо: 0 
Replys - 300 , page: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 All [new only]


мунуги мугуа



link post  Posted: 21.09.13 13:06. Post subject: Исаев И. Р. пишет: ..


Исаев И. Р. пишет:

 quote:
И при Дюбеке «в течение двух часов примерно восемнадцать тысяч человек (воинов шаха) покинули этот неспокойный мир».

Персы разбудили в табасаранких воинах беспощадных зверей, вот и поплатились с полна. Поэтому персидские захватчики считали табасаран самыми зловредными среди дагестанских народов. Кому горе, кому слава.
Иранские мамы, своих непослушных детей, до сих пор пугают кровожадными табасаранами.

Спасибо: 0 
Profile
Исаев И. Р.



link post  Posted: 25.09.13 10:03. Post subject: А называли Кавказски..


А называли Кавказскими албанами земляк. А армянские рукописи переделаны все на свой лад.

Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 25.09.13 10:13. Post subject: И моя задача была во..


И моя задача была восстановить хронологию событий исторического развития табасаранского народа по первоисточникам путем скопирования древних документов. Еще раз почитайте книгу.

Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 27.09.13 09:17. Post subject: А на счет моей сылки..


А на счет моей сылки вот что отвечу: Дербенд-наме (Книга о Дербенте) — история города Дербент. Книга содержит также ценные сведения по истории Дагестана и Северо-Востотчного Азербайджана в V-XI веках.
Составитель книги Дербенд-наме неизвестен. Сохранились варианты на азербайджанском, персидском и арабском языках. Они различаются между собой полнотой, содержанием и охватом времени.


Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 07.10.13 13:45. Post subject: Вот вам и подтвержде..


Вот вам и подтверждение выше сказанному:
Гунны совершали через Северный Кавказ в IV–V вв. опустошительные походы в богатые земли Закавказья и Передней Азии. Один из таких походов был совершен в 395 г. на Северный Кавказ. Гунны встречают ожестеченное сопротивление со стороны Кавказской Албании. Появление гуннов севернее дербентского прохода привело к тому, что эти районы стали называться страной Гуннов, или Гъунарин вилаят. Измотанный бесконечными войнами с варварскими державами и с Севера и с Юга правитель Кавказской Албании назначает начальника Дербентского гарнизона присвоив ему титул Табран Сабран- Табар-сар-Аран (Сар-один, единственный, правитель горных вершин –Табар и прибрежных равнин-Арран). Вот что пишут древние источники: … В Табасарани он поставил правителя по имени Табасаран (Табран Сабран- Табар-сар-Аран), который был начальником и Дербентского гарнизона. Дербенд-наме. Глава I. Хазары и персы в V и VI столетии. (Составитель книги Дербенд-наме и год издания неизвестны. Сохранились варианты на азербайджанском, персидском и арабском языках. Они различаются между собой полнотой, содержанием и охватом времени-не соответствуют первоначальному варианту): . В 461 году самостоятельность Кавказской Албании была ликвидирована, и Албания стала марзпанством — провинцией (военно-административным округом) в составе Сасанидского государства. С распадом этого государства в V вв. н.э. на территории Дагестана возникла самостоятельная область – Табарсаран, именовавшаяся в источниках V в. как Таваспоран.


Спасибо: 0 
филипп шенк



link post  Posted: 26.10.13 06:16. Post subject: ИИР пишет: агвански..


ИИР пишет:

 quote:
агванский язык «изобилующим гортанными, грубейшими и труднопроизносимыми звуками».

Мне кажется, что речь идёт об табасаранском языке.

Спасибо: 1 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 30.10.13 09:11. Post subject: ДОНОГУЕВ ШАМСУДДИН ..


ДОНОГУЕВ ШАМСУДДИН
[опубликовано 8 Декабря 2009]
Доного Хаджи Мурад

Родился 15.11.1879 г. Вероисповедание: мусульманин. Родом из аварского аула Чиркей (Дагестан). Сын подполковника в отставке, наиба Северного Табасарана Дагестанской области. Образование: Темир-Хан-Шуринское реальное училище (1901), Павловское военное училище по 2-му разряду (1903). Произведён корнетом в Дагестанский конный полк 10.08.1903 г. Переведен во 2-й Дагестанский конный полк с переименованием в хорунжие 21.04.1904 г. Награжден чином сотника за отличие в делах против японцев 17.08. 1905 г. (ВП от 11.03.1906 г.). Переведен в Дагестанский конный полк с переименованием в поручики 27.04.1906 г. Штабс-ротмистром с 5.10.1909 г. со старшинством с 17.08.1909 г. Командующим 6-й сотней с 24.04.1913 г.
Женат на девице Хасайбат Абакаровой. Имеет сына Алескендера, родившегося 25 августа 1908 года. Жена и сын вероисповедания мусульмансокого.

Участвовал в Русско-японской войне 1904-1905 гг.: ранен и контужен не был. За боевые отличия имеет ордена: Св. Анны 4 ст. с надписью «за храбрость», Св. Анны 3 ст. с мечами; Св Станислава 3 ст. с мечами и бантом; Св.Станислава 2 ст. с мечами и Св. Анны 2 ст. с мечами.
Участвовал в 1-ой Мировой войне 1914-1917 гг. За боевые отличия имеет орден орден Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом; за отличия в делах против неприятеля, произведен со старшинством из ротмистров в подполковники по кавалерии (ВП от 26.02. 1915) .
Умер в начале 1930 гг.

(Послужной список РГВИА; Козубский Е.И. История Дагестанского конного полка. Петровск. 1909. С. 298; Материалы частного архива)

Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 01.11.13 11:47. Post subject: ШТАБС-РОТМИСТР ДАГЕС..


ШТАБС-РОТМИСТР ДАГЕСТАНСКОГО КОННОГО ПОЛКА МУГУДДИН ДОНОГУЕВ
Говоря о георгиевском кавалере Мугудине Доногуеве, необходимо упомянуть о его отце. Им был всадник Дагестанского конно-иррегулярного полка Алхас Доногуев, сын Гусейна, или как иногда в прошлом писали в послужных списках – Алхас Гусейн оглы. Он был родом из аварского аула Чиркей.
Алхас Доногуев был отмечен высокими наградами, такими как: орден Св. Анны 4 ст. с надписью «за храбрость» (1861), Св. Станислава 3 ст. (1879), Св. Анны 3 ст. с мечами и бантом (1879), служил Северо-Табасаранским наибом и вышел в отставку в чине подполковника.

ЗАЙНУДДИН ДОНОГУЕВ
Доного Хаджи Мурад
Если говорить о блестящем боевом офицере, храбром в сражениях и заводилой в шумных офицерских компаниях, наезднике с отчаянной решимостью в глазах и горце с упрямым характером, то можно смело указать на Зайнудина Доногуева. Подполковник на службе Его Величества, рожденный для военной боевой жизни, он оставил свой своеобразный след в истории Дагестана. Зайнуддин был из той плеяды дагестанских офицеров, не принявших большевистской власти, до конца своей жизни оставшихся преданными своим золотым погонам и уничтоженных этой властью. Имя этого офицера, а также его отца и братьев занимает достойное место в летописи Дагестанского конного полка.
Зайнуддин родился в 1870 г. в сел.Чиркей. Его отец Алхас Доногуев, всадник Дагестанского конно-иррегулярного полка с 1853 года, участник Кавказской войны, после окончания которой служил Уркарахским наибом, затем наибом Северного-Табасарана и вышел в отставку подполковником.
В 1900 г. Зайнуддин Доногуев назначается исправляющим должность начальника Северо-Табасаранского участка Кайтаго-Табасаранского округа.

МУРЗАЕВ УМАЛАТ-БЕК АБДУЛ-МЕДЖИДОВИЧ
Род. 10. 08. 1865 г. сел. Кум-Тор-Кала, Т-Х-Шуринского Округа Даг. Обл. – ? ориентировочно в 20-е, ХХ в., там же)
Из беков (Кумторкалинских) Дагестанской Области. Вероисповедания магометанского.
24 июля 1902 г. Умалат –бек Мурзаев, Приказом по Управлению Наместника на Кавказе назначен начальником Уркарахского участка Кайтаго –Табасаранского Округа и зачислен в штат по армейской пехоте.
К месту службы прибыл 1 сентября 1902 г.( военный губернатор Даг.Обл. ген.-майор Тиханов Е.Ф.)
С 1902 по ноябрь 1905 г. У. Мурзаев Приказом по Управлению Наместника на Кавказе назначен Начальником Уркарахского участка Кайтаго –Табасаранского Округа Даг.Области.
С 17 января 1906 г. Приказом по Управлению Наместника на Кавказе вновь назначен Начальник Уркарахского участка Кайтаго – Табасаранского Округа.
8 января 1907 г. назначен Председательствующим в Окружном суде Кайтаго-Табасаранского Округа Даг.Области.
С 9 января по 3 марта 1907 г. Приказом по Управлению Наместника на Кавказе назначен Начальником Кайтаго – Табасаранского Округа Даг. Области.(воен. Губ. Даг. Обл. генерал–лейт. Альфтан В.А.)
31 августа того же года назначен врио пом. начальника Кайтаго – Табасаранского Округа.


Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 08.11.13 12:14. Post subject: ……….Вместе с тем, дл..


……….Вместе с тем, для удержания в страхе дагестанцев и, в особенности, акушинцев, генерал-майор Пестель получил приказание взять два батальона пехоты, шесть орудий, и, присоединив к себе конницу кубинскую, дербентскую и Аслан-хана кюринского, с его силами, выступить из г. Кубы к урочищу Дарвах, а если найдет место более удобное для лагеря, то и ближе к селению Башлы.
«Скройте» — писал Ермолов Пестелю (От 24-го июля. Lit. Z.) — «в непроницаемой тайне точное назначение войск, и чтобы из самого лагеря, в котором остановитесь, всегда ожидали выступления вашего далее...»
……. Абдула-бек эрсинский успел захватить в свои руки власть в Табасарани и взволновать там народ (Предписание Ермолова Пестелю 24-го июля Lit. L.). Аварский султан собирал под свои знамена дагестанцев, обещая им истребить наши войска, дать горцам полную свободу и изгнать русских. Ших-Али-хан составил себе отряд из акушинцев. Абдула-бек эрсинский формировал свою толпу в Табасарани.
……… Вступив в Башлы и, как бы не сознавая своей опасности генерал Пестель потребовал аманатов от башлинцев, акушинцев и даргинцев. Вместо ответа, народы эти, собравшись в числе 20,000 человек, появились в виду города, в котором находилось не более 2,000 человек русского гарнизона (Отношение Ермолова генерал-майору Дельпоцо 3-го декабря 1818 г., № 1,177.). Толпами горцев предводительствовали: аварский султан, брат его Гассан-хан и Ших-Али-хан. Здесь были акушинцы, даргинцы, каракайтагцы, табасаранцы и зять шамхала тарковского со своею толпою, которого горцы обещали возвести в достоинство шамхала. В короткое время восстал весь Дагестан. (ДУБРОВИН Н. Ф. «Истории покорения и владычества русских на Кавказе».)

Хронология исторических событий
июнь 1818г. – Начало восстания в Дагестане, получившего название «Ханское движение». В антироссийском лагере оказалось большинство дагестанских владельцев – ханы аварский, мехтулинский, казикумухский, майсум табасаранский, кадий акушинский и др.
26.08.1819 – Генерал Мадатов, с отрядом состоящим из 2 батальонов пехоты, роты артиллерии, 300 казаков, 650 кавалеристов из карабахцев, ширванцев и шекинцев, 500 всадников Аслан-хана Кюринского – всего около 2,5 тыс. человек, вступил в Табасаран и занял селение Мараги, узел дорог на Кубу, Дербент и Каракайтаг, после чего напал на Хошни, в котором находились основные силы восставших табасаранцев под руководством Абдулла-бека Эрсинского. Особого сопротивления повстанцы не оказали. Потто отмечает, что российская конница, «стремительным ударом ворвавшаяся в неприятельский стан», «произвела в нем полное смятение. Горцы, устрашенные внезапным нападением, бросились бежать через единственное ущелье, которое еще не успели захватить русские». Потери с обеих сторон были незначительными, но среди убитых горцев был и кадий Табасаранский.
24.06.1820 – Кровопролитное сражение между отрядом генерала Мадатова (5 батальонов пехоты, сотня казаков, около 2 тыс. кавалеристов из закавказцев и дагестанцев – кюринцев и табасаранцев
июль 1823 – Восстание жителей Тарковского шамхальства и Мехтулинского ханства, доведенных до крайности ростом феодального гнета, произволом российских властей и введенными с 1821г. принудительными работами на строительстве военных укреплений. Восставшие убили пристава Батырова (офицера Кизлярского казачьего войска), весьма грубо и жестоко обращавшегося с горцами, отказались повиноваться шамхалу, российским властям и выходить на крепостные работы. Волнения начались также в Каракайтаге и Табасаране.
16.10.1831 – Начало экспедиции генерала Панкратьева в Горный Дагестан, в ходе которой он провел два сражения. Во втором из них, по свидетельству русского участника, «противник проявил такое упорство, действовал так решительно, что, хотя баталия длилась с 6 часов утра до 11 вечера, наш небольшой отряд так и не смог одержать над ним верх и сражение закончилось не столько благодаря нашему успеху, сколько наступлением темноты». Однако русские разрушили 20 аулов, и 23 октября Кайтаг и Табасаран были вынуждены сдаться, но шариат, на отмене которого настаивали русские, был там сохранен.

…Наклонить уцмия, чтобы войсками своими изгнал Абдулла-бека, зятя беглого Ших-Али-хана, который похитил управление Табасарана, провинции, состоявшей частию под нашим покровительством, дав надежду уцмию, что сын его заступит его место.
…Генерал-майор князь Мадатов, сделавший смелый марш в самые твердые места Табасарана, разбил мятежников. Жители, пребывавшие верными, много способствовали ему знанием земли и дорог. Главный бунтовщик Эрсинский Абдула-бек, зять беглого Ших-Али-хана, имевший большое влияние в народе, потеряв имущество, бежал в горы.
…Небольшой гарнизон крепостицы Чираг отразил нападение, и неприятель рассеялся. Если бы предприятие сие имело некоторый успех, вероятно, что Казыкумыцкое ханство, Табассарань и с ними соединившись прочие вольные общества, вспомоществуемые сильною партиею, которую беглый Ших-Али-хан имел в Дербенте, произвели бы беспокойство в Кубинской провинции, где войск чрезвычайно было мало. Я должен был бы обратить туда отряд генерал-майора князя Мадатова, которому предстояло другое назначение.
…Аслан-хан с самого начала военных действий находился с своими войсками в отряде генерал-майора князя Мадатова в Табасаранской и Каракайдацкой провинциях и при мне в Акуше. Ему за непоколебимую верность и усердие государю обещал я Казыкумыцкое владение и достоинство хана в непродолжительном времени.
…На возвратном пути к Кубани собрались большие толпы неприятеля, думая воспользоваться затрудненным движением войск от пленных и большого числа скота, но, в подобном же случае испытав прежде чувствительный урон, не осмелились сделать они чувствительного нападения и ограничились одною издалека перестрелкою. Места открытые способствовали беспрепятственному движению. В верхнем Каракайдаке и части независимой от нас Табасарани обнаружились беспокойства, и небольшие шайки разбойников начали производить грабежи на землях наших. Родственники возмутившегося изменника тайно ему вспомоществовали тем более успешно, что занимали почетные у нас места, но я приказал в селениях их расположить войска и на их продовольствии, смотря в то же время за исправностью обывательских караулов, и тотчас прекратились шалости. Генерал-майор Аслан-хан Кюринский и Казыкумыцкий наказал табасаранцев отгоном стад их. Записки Алексея Петровича Ермолова во время управления Грузией.


Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 08.11.13 12:27. Post subject: … Историки пишут, чт..


… Историки пишут, что в 851 году Гиджры, соответствующему 1447 христианской эры, некий ученый благочестивец по имени Шейх-Джунейд, который теперь похоронен в селении Хазри65, вы¬ступил из города Ардебиля с некоторым числом своих мюридов и учеников, перешел через Ширван и направился сюда. С ним было до тысячи человек последователей. Собственно Шейх Джунейд объявил, что он отправится в страну черкесов воевать за веру, но тогдашний ширваншах Султан-Халил, боясь, что, если Шейх-Джу¬нейд в Дагестане приобретет силу и власть, то и Ширванская об¬ласть также перейдет к нему, послал в Дагестан своих людей и подготовил табасаранцев и других, чтобы они вступили в войну с Шейх-Джунейдом и не дали дороги туда.
Тогда, в Кюринском округе около селения Гапцах, на левом бе¬регу реки Самура, дагестанцы перерезали дорогу Шейх-Джунейду, сразились с ним и убили его там, при чем оставшиеся в живых из его последователей и учеников перенесли его тело через Самур на Кубинскую сторону и похоронили в селении, теперь называющемся Хазри.
В период осады Шемахинской цитадели, шах передвинул туда из Гянджы большие пушки и в течение шести месяцев, проявляя не¬обходимую предприимчивость и старание, разрушил часть стен и башен крепости, и осажденные были вынуждены просить у него пощады, при чем, получив гарантию безопасности, они сдали кре¬пость шаху. Из них Ахмед-Пашу шах успокоил ласковым приемом, как умного и толкового деятеля, но Шамсуддин-пашу с его сыном и братом и несколько человек- других лиц командного состава, сна¬чала уверив в безопасности, потом под предлогом разных обвине¬ний - казнил. В частности, шах питал сильную злобу против Шамсуддин-паши, а остальные лишь попали в огонь этого гнева, так как Шамсуддин-паша, претендуя на прозорливость и проявляя доблесть, высказывался о Шах-Аббасе и говорил по адресу шаха, что мол, он не сумеет взять крепость, и ничто ему не поможет. За ис¬ключением командного состава остальных защитников цитадели Шах-Аббас после обезоружения освободил, дабы ушли, куда хотят. Но население Ширвана, желая показать свою верность шаху, со¬вершило беззаконие и перебило большинство их. Зульфукар-Хан, назначенный Шах-Аббасом в этот свой приезд на должность пра¬вителя Ширвана в одну ночь в числе вышедших из цитадели турок убил даже тех, кто, будучи женаты на его сестре и племяннице, были главами семей, казнил их с их семьями всего тридцать две души и тем приобрел позорную славу.
… «Гюлистани-Ирем» сообщает, что когда шах был занят осадой Шемахи, к нему приехал Табасаранский правитель Майсум-Хан. Но огорченный там чем-то, Майсум-Хан обиделся и без позволения шаха вернулся со своим отрядом. Потом шах, чтобы расположить и привязать его к себе, послал ему в Табасаран подарок и почет¬ные одеяния, после чего Майсум-Хан послал из своей семьи девуш¬ку Майсумовой фамилии для вступления в шахский гарем, дабы этим упрочилась его близость к нему.
…До покорения этих стран Шах-Аббасом, во время турецких пра¬вителей, Шабранский магал Кубинского уезда был под властью Табасаранского Майсума. После шахского покорения Майсум-Хан точно также, как и прежде, был занят выполнением функций влас¬ти, тогда как Ширванский правитель Зульфукар-Хан начал в Шабране осуществлять свою власть и на этой почве между ним и Майсум-Ханом возникло охлаждение и взаимное отчуждение. Поэто¬му Зульфукар-Хан, доложив Шах-Аббасу обстотоятельства дела по своему и получив разрешение шаха, решил построить в Шабранском магале крепость и посадить там от себя наиба79 и гарнизон. Зульфукар-Хан написал Майсум-Хану, что такое распоряжение по¬следовало от шаха и что необходимо это распоряжение выполнить. Но Майсум-Хан не согласился на это дело. Когда затем Зульфу¬кар-Хан, приехав сам в Шабран, начал строить крепость и делать необходимые распоряжения, Майсум-Хан двинулся из Табасарани о несколькими тысячами конных и пеших людей в Шабран и оказал сопротивление, причем Зульфукар-Хан не мог остановить его увещаниями через посланцев, и между ними произошло сражение. Здесь табасаранцы были разбиты и из них погибло до ты¬сячи человек. Разбитый Майсум-Хан вернулся оттуда обратно, а Зульфукар-Хан позаботившись о своих делах и о постройке кре¬пости, донес Шах-Аббасу о происшедшем. Шах из-за этого события огорчился на Зульфукар-Хана и приказал ему каким угодно спо¬собом примириться с Майсум-Ханом и умилостивить его. Тогда Зульфукар-Хан просил Майсума простить его в этом деле и выра¬зил свое раскаяние, но что толку, когда, погубив столько народу он довел свою расправу до того, что вверг в беду и огорчил не одних лишь табасаранцев, а пожалуй всех дагестанцев. И вот в 1018 г. Гиджры, 1609 году христ. эры Шах-Аббас во время своей зимовки в Карабаге послал оттуда в Ширван одного из своих при¬ближенных по имени Карчугай-бек с некоторым числом служащих и с войском. Этот бек объявил там, что от шаха последовал при¬каз, чтобы ему с отрядом и сотрудниками отправиться в Шабран и туда же взять Зульфукар-Хана, сговорившись с ним, осуществить там новые распоряжения и доставить дагестанским старейшинам приказы, изданные шахом. Когда, таким образом, Карчугай-бек и Зульфукар-Хан,

Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 08.11.13 12:29. Post subject: прибыв в Шабран, сто..


прибыв в Шабран, стояли там, однажды бек при¬гласил в свою палатку хана и сказал, что от шаха пришло секрет¬ное предписание, которое надо прочесть в уединенном месте. Затем бек пригласил Зульфукар-Хана в уединенное место и там велел его убить, объявив, что таков приказ шаха. Вместе с тем он объявил, что на его место назначен бывший раньше правитель Астрабада Юсуф-Хан-Мир-Шакар, и что необходимо ему же подчинить все находившиеся здесь персидские войска.
Карчугай-бек после убийства в Шабране Зульфукар-Хана от¬правил Майсум-Хану и прочим дагестанским старейшинам от ша¬ха письма и доказательства милости и тем осчастливил их, вследствие чего каждый из них в удостоверение своей преданности шаху снова отправили ему с нарочными разные приличествующие подар¬ки и письма.
… На этот раз Кубинское ханство было Россией передано во власть Мирза-Магомед-Хану Второму, из рода бакинских ханов, в свое время переселившемуся в Кубу, вступив во вражду с Гусейн-Кулп-Ханом. Шихали-Хан, вступив в Табасарани в союз со своим зятем Абдулла-Беком, не переставал время от времени появляться отту¬да с небольшой конницей в Дербентском и Кубинском владениях и убегать в Табасарань с похищенной и награбленной добычей. Для наказания его русское войско, много всадников из дербентс¬ких жителей и некоторые табасаранские беки двинулись против се¬ления Марага в Северной Табасарани, так как Шихали-хан и сы¬новья Рустам-Кули-Абдулла-Бек и другие, сговорившись, собрали там народ и укрепились. Но в произошедшем там между двумя сторонами, сражении, группа Шихали-Хана была разбита и бежа¬ла, а русское войско разграбило, сожгло и разрушило это селение и потом вернулось в Дербент.
… В 1283 (1866) го¬ду жители некоторых селений Кайтага и Северной Табасарани про¬винились, подняв восстание и совершив нападение на русское ок¬ружное управление, открытое в селении Маджалис. Пребывавший в то время в Темир-Хан-Шуре правитель Дагестана генерал-адъю¬тант князь Меликов явился туда с войсками, арестовал виновных, повесил трех-четырех их главарей, разрушил селение Шила, быв¬шее очагом этого зла, и селение Нижний Гасик, местожительство многих виновньм в соучастии, и переселил жителей их в Россию. Необходимо заметить, что в момент восстания автор тоже был офи¬цером и служил наибом в Южной Табасарани, и что когда восставшее население его участка на митинге потребовало от него отказаться от русской службы и примкнут к восстанию, то и он (в качестве «сырого полена») воспламенился общим опием возмущения», сорвав с себя погоны, бросил их прочь. Кажется, только в этом и выразилось его участие в восстании, за каковое он был потом сослан на поселение в Россию. Впрочем «аллах лучше знает».
…В Табасарани Северной
На власть был выбран Кумалат,
… А Южная Табасарань
Одобрить это все спешит:
Ох, без майсума каждый хан
Майсумом бедный Аслан-бек
Стал, как достойный человек.
…Также не видно в живых сколько-нибудь известной личности из рода майсумов южно-табасаранских; есть лишь Имам-Кули-кентец Шахабас-бек Бала-бек-оглы, который, получив образование на русском языке, в настоящее время состоит на службе в Темир-Хан-Шуре - де¬путатом, да еще есть Геврахец Новруз-бек Магомед-Гасан-бек оглы, который служит в Дагестанском полку.
Должность же самого майсума южно-табасаранского, после отставления от нее в 1283 (1866) году покойного подполковника Сул¬тан-Ахмед-бека Карахан-бек оглы, стала исправляться наибами, назначавшимися правительством.
Должность, северо-табасаранского кадия, после того как от нее в 1283 (1866) году был отставлен покойный подполковник Ильдар-Кади Айды-кади-оглы, исправляется наибом, назначенным прави¬тельством и в настоящее время наибом, там состоит сын того по¬койного ротмистр Бейбала-бек, светлая личность, украшенная мно¬госторонним духовным и светским воспитанием. Также из северо¬табасаранских владетелей жив достойный сын покойного Марагинского подпоручика Исмаил-Кади прапорщик Мамерзабек, человек, который отличается весьма благородным характером и известен ду¬ховными и мирскими добродетелями. Сообразно духу настоящего времени он приложил все старание, чтобы дать образование своим достойным сыновьям. Один сын его, по имени Мирза-Кади, окончив обучение в младших и высших русских учебных заведениях, слу¬жит в драгунском полку. Из остальных сыновей его Абас-бек и Насреддин-бек также собираются по окончании курса наук в Бакин¬ской гимназии сегодня-завтра перейти в другие высшие учебные за¬ведения, да даст им Аллах полезную и счастливую жизнь. Также жив из рода этих табасаранских кадиев житель Гимейди Бейбала-бек, обладающий в высокой степени великодушием и щедростью, коего достойные сыновья также обладают выдающимися качества¬ми. Из них один Муртузали-бек, который состоит в Каякенте наи¬бом русского правительства, а другой почтенный уважаемый Ахмед-хан-бек, который был побудительной причиной к составлению этой истории, и благородным именем которого поэтому начинается книга эта. Также из рода тех табасаранских кадиев жив Мугартинский житель подполковник Казанаф-бек, который состоит в Кайта¬ге правительственным наибом. Также жив брат его поручик Муслим-бек, который тоже наиб. Казанаф-бек тоже воспитал своих сы¬новей в русских школах; один сын его служит в драгунском полку, а остальные обучаются. Также из рода тех кадиев проживает в селении Вичрик Магомед-бек Абдурагим-бек-оглы, у которого есть пять-шесть хороших дельных молодцов сыновей. Также из их рода имеются сыновья покойного дарвахца подполковника Альбурибека Султан-бек и Рустам-бек. Есть также сын Шахмардан-кадия Митагинский житель, почтенный Искандер-бек, сын коего Паша-бек состоит членом Кайтаго-Табасаранского окружного суда.


Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 08.11.13 12:30. Post subject: Также из их рода жив..


Также из их рода живут в селении Рукель подполковник Аскер-бек Иса-кади-оглы, его достойные сыновья и сыновья его покойных братьев, ведя образ жизни, соответствующий воспитанию и нравам эмиров. Старший брат этого Аскер-бека покойный капитан Ага-бек, будучи заподозрен правительством в соучастии в возникшем в Дагестане в последнее время в 1294 (1877) году восстании, был сослан в Россию. Я тоже был ему там товарищем в ссылке и узнал его близко. Это был человек весьма предприимчивый и мужествен¬ный. Он умер в городе Спасске Тамбовской губернии и там похоронен.
Хотя возраст покойного был более восьмидесяти лет, вид и со¬стояние его не были близки к дряхлости и слабости, да помилует его аллах,
Также еще живы в нашу эпоху в городе Дербенте из класса влиятельных правителей из суннитской группы генерал Араблинский, родом из Джарского владения, поселившийся там, дербентс¬кий уроженец генерал Миматулла-бек Гайдаров, брат последнего капитан Минетулла-бек Гайдаров со своими сыновьями, а из имамской шиитской группы почтенный Гаджи-бек Садыков, который те¬перь вышел со службы в отставку и получает пенсию, почтенный Мирза бек Агаси-бек-оглы, состоящий теперь наибом в Южной Табасарани, затем сыновья покойного подполковника Мирза-Мехти-кули-бека капитан Алияр-бек Гашимбеков, который состоит в Кар¬ее помощником начальника, поручик Гасан-бек Гашимбеков, кото¬рый в Темир-Хан-Шуре служит в артиллерии, и другие.
Есть также проживающий в северной Табасарани в селении Марага Гаджи-Магомед-эфенди, который, получив в Египте в те¬чение около семи лет полное образование, вернулся в свое селение и стал им преподавателем. В особенности он сильно способствовал распространению в этих краях науки чтения корана нараспев. Сын этого покойного Молла Магомед, став во второй половине тринад¬цатого века кадием в Марага является теперь даже ученым чте¬цом нараспев, да поможет ему аллах всевышний. Был также в Се¬верной Табасарани преподавателем Гаджи-Осман-эфенди Кумухский, который, будучи родом хулисминский житель Казикумухского округа, по окончании усвоения наук и знаний отправился к Шамиль-эфенди, долгое время был его мюридом, потом вернулся в Казикумухский округ, оттуда переселился в северную Табасарань и поселился в селении Худжник. Затем покойный Ильдар-Кади вызвал его в селение Аркит, и тот, поселившись здесь, умер в 1294 (1877) году, да помилует его аллах всевышний. Это был весьма даровитый и сведущий редкостный человек.
Также точно и мой дорогой брат, состоящий в настоящее время кадием нашего Кюринского окружного суда, Магомед-эфен¬ди есть глубокий ученый, окончивший курс наук и знаний и облада¬ющий справедливостью в натуре. А также состоящий там в, долж¬ности члена суда Гаджи-Куттай-эфенди Кандикский есть ученый окончивший курс наук и знаний.
Также и в северной Таба¬сарани и Кайтаге в окружном суде кадий поручик Гази-Магомед-эфенди Ерсинский, брат его Молла Касум и Марагинский житель Гаджи Панах-эфенди суть лица, распространяющие в тех краях знания и хорошие нравы, да даст им аллах всевышний жизнь в спо¬койствии и почете. (АСАРИ-ДАГЕСТАН (Исторические сведения о Дагестане)
Составил Мирза Гасан-Эфенди сын Гаджи Абдулла-Эфенди Алкадари Дагестани.)
--------------------


Спасибо: 0 
Исаев И. Р,



link post  Posted: 08.11.13 12:32. Post subject: Лайсаншах Среди топ..


Лайсаншах
Среди топонимов, связанных с титулом лайзаншах, зафиксированы Лайзан, Лайсан и Ла’изан. Одни источники называют Лайзан непосредственным соседом Лакза, другие отождествляют его с самим Лакзом. Возможно, в этих сведениях нет противоречий, поскольку территория Лакза все время менялась. Однако уже к X в. большинство источников однозначно разделяют оба эти «царства». Худуд ал-‘алам дает основания полагать, что Лайзан находился на южных склонах кавказского хребта, граничил с Лакзом и Ширваном, но далеко от побережья Каспия(51). Ал-Мас‘уди пишет так: «К царству Ширван около горы Кабх примыкает другое царство, которое называется Лайзан, а его царя зовут лайзаншах. В наши дни это царство занял царь Ширвана, что он также сделал и с другим царством, называемым Муканийа»(52). Возможно, речь идет об области Шекки (араб. Шакин, или Шакки), тем более, что ал-Мас‘уди о ней умалчивает. Первоначально Йазидиды правили именно в Лайзане, или Ла’изане, затем они присоединили его к Ширвану и пересели на трон ширваншахов.
В тексте ал-Истахри говорится о Лиране – стране, «внутри которой имеются родники, падающие каскадами»(53). Если взять за основу сведения Йакута ал-Хамави(54), то Лиран (в тексте: ал-Лиран) находится между Лакзом и Ширваном, но не на побережье Каспийского моря, а далее, к западу от Маската, ближе к району Закаталы-Белоканы. Текст рукописей позволяет прочесть это название и как Лайзан. Месторасположение Лирана совпадает с территорией Лайсана. Совпадают также графические основы обоих названий, так что скорее всего под обоими названиями скрывается одно и то же княжество. Более поздние источники, в частности, Мас‘уд б.Намдар, позволяют предположить, что Ширван захватил лишь восточную часть Лайзана, западная ее часть вместе с городом Балах отошла к Лакзу (см. ниже). Попытка интерполяции сообщения Хамзы ал-Исфахани на титул местного правителя оказалась возможной только при условии, если принять за основу весьма схожее по написанию слово ثﻴﻟ лайс, означающее “лев”. В таком случае название этого старого княжества восстанавливается как Лайсан, а титул его правителя – как ﻩﺎﺷﻨﺎﺛﻴﻟ лайсаншах («львиный шах»).
------
Яджудж и Маджудж (Гога и Магога) — общее название варварских народов восточной Азии, главным же образом китайцев. В XVIII суре Корана (93 — 99 стихи) рассказывается о постройке Александром Македонским стены из железа и меди в теснине между гор, для ограждения цивилизованных (по тем временам) народов от вторжения Яджуджа и Маджуджа. Перед концом света стена эта, по определению Бога, разрушится народы Яджудж и Маджудж наводнят весь мир.


Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 08.11.13 12:34. Post subject: Книги советов «Кабус..


Книги советов
«Кабус-намэ», это общепринятое название « Книги советов» Кей-Кавуса, табаристанского феодала (11 в.), внука Кабуса, правителя всего Табаристана, владения на юге Каспия.
Вот некоторые из них:
<...> А если оскудеешь имуществом, старайся разбогатеть разумом, ибо богатство разумом лучше, чем богатство добром. Ведь разумом можно добыть богатство, а богатством разума не накопишь. Невежда живо обнищает, а разум ни вор не может унести, ни вода, ни огонь не могут загубить.
Итак, если есть у тебя разум, учись чему-нибудь, ибо разум без умения - тело без платья или человек без лица, ведь сказали: образование — лицо разума.
О ВЫБОРЕ друзей и обычаях, с этим связанных.
Знай, о сын, что людям, пока они живы, без друзей не обойтись, ибо лучше человеку быть без брата, чем без друзей. Так спросили мудреца: «Друг лучше или брат?» Он ответил: «Брат, [когда он] и друг, — лучше». <...>
Друзей чарки за друзей не считай, ибо они — друзья твоей чарки, а не [твои] друзья. <...>
С неразумными никогда не дружи, ибо неразумный друг из дружбы сделает то, чего сто разумных врагов из вражды не сделают. <...>
Знай, что людей можно распознать по двум признакам, подобает ли дружить с ними или нет. Один тот, что, когда друга его постигает нищета, не жалеет для него добра своего по мере сил своих и в трудные минуты его не покидает, пока не уйдет тот из этого мира в дружбе с ним, [а тогда] зовет детей своего друга и родню его и оказывает им добро и всякий раз ходит навестить могилу, оплакивает его, хотя это и не могила его друга, а только могила телесной оболочки его.
Рассказ. Так говорят, что Сократа вели казнить. Начали настаивать: «Стань идолопоклонником». Он ответил: «Избави меня аллах, чтобы я стал поклоняться кому-либо, кроме творца». Повели его казнить. Некоторые из его учеников пошли с ним и рыдали, как это было по обычаю. Потом спросили его: «О мудрец теперь ты уже приготовился к казни, скажи же, где нам тебя похоронить?» Сократ улыбнулся и сказал: «Если только сумеете найти меня, хороните, где хотите» т.е. «это не я буду, а моя оболочка».
Дружи с людьми, но на друзей не надейся, что, мол, много у меня друзей. Будь сам своим близким другом, сам гляди вперед и назад и не будь беспечным из упования на друзей. Ибо если у тебя даже будет тысяча друзей, то никто не будет тебе более близким, чем ты сам.
О ПОРЯДКЕ наказания и прощения. О сын, знай и запомни это, и не считай людей заслуживающими кары за всякий проступок. Если кто-либо совершит проступок, испроси в сердце у себя прощения проступка его, ибо он человек, а первый грех совершил Адам. Как я говорю:
Если я когда-либо отдалялся от службы тебе,
То сотню раз сердце мое сожалело о тебе.
О душа моя, за один проступок не отворачивайся от раба,
Я ведь человек, а первый грех сотворил Адам.
И понапрасну не наказывай, чтобы не понес невинный наказания. Из-за всякого пустяка не гневайся и прими за обычай во время гнева сдерживать раздражение. Если у тебя попросят прощение проступка, — прощай и прощать считай для себя обязательным, если бы даже это был тяжкий проступок, ибо если раб не будет грешить, не будет и прощения господина, а если ты воздашь карой за проступок, где же тогда твоя мягкость? Если же ты будешь считать прощение обязательным, ты не будешь лишен чести и величия.
Простив кого-либо, не попрекай его и о его проступке не вспоминай, иначе будет так, словно ты и не прощал.
Сам же не совершай проступков, дабы не пришлось просить прощения, а, когда совершишь, просить прощения не стыдись, чтобы раздор прекратился.
-------------
АРЧУГ (АРЧУГЪ)
Святые места: Пирар - большие деревья, около села - на севере. Цийи гъяж - марс - по дороге в село Кондик, священные дубовые рощи –на юге села..
АФНА
Святые места: Шегьидарин накьвар - могилы очевидцев.
АСККАН ЯРАКК
Святые места: Меркклин Гъарзар - место, где и летом лед не тает - на запад, 4 км. Тур гъиву шид - источник. Улин шид - источник, целебный - на север. Амнарин булагъ- источник - на запад, 1 км. Камень с отверстием через который пропускали бесплодную женщину. Далдобу йивру гъарз- пещера. Мистан гьар -священные дубовые рощи - общественный лес - на север, 2 км.
Пир - большое дерево, внутри села. Айит1 гъулан пир. Нит1рихъ пир. Шихдин накьвдин пир.
БУХНАГ (БУХЬНАГЪ)
Святые места: Хьар - пещерное помещение, на восток, 1,5 км.
ВЕРТИЛ (ВЕРТIИЛ)
Святые места: ЧIихтIил мист - открытая мечеть - на восток, 1 км.
Гурхун
Святые места: Ккуккарин майдан - стекольная руда на юг, 1 км. Даграр - место, когда-то там было село, на его месте образовалось озеро - на восток, 0,7 км. НикьартIин место, где летают огненные шары с хвостами.
ГАРИХ (ГЬАРИХЪ)
Святые места: Ханарикки - пещера, у речки. Рабхру хьар - пещера - на восток, 3 км. Кюшкъярин пирар - открытая мечеть.
КУШТИЛ (ГЪУШТIИЛ)
Святые места: ВертIларин гюнейиъ - месторождение каменного угля, мощность - 20см - на север, 5км. Гюни раццар - место, где произошло сражение с исламскими завоевателями, в селе Сенгер - окопы - на юг, 1км.
Кондик (ГЪВАНЖИКК)
Святые места: Сельская мечеть, Пирарикк – на севере, Улин шид-в селе и на западе, Мистан гьар –священная роща на востоке около села Чувек.
ГАСИК (ГЬЕСИХЪ)
Святые места: Сельская мечеть. Могилы трех сестер - внутри села.
ГУМИ
Святые места: Ягьяйин гьала - дом - крепость человека по имени Ягья. Урус кIихифран гьар - грецкий орех, у которого погиб русский.
ГЕПИЛ (ГЬЕПIИЛ)
Святые места: Кечлин пирар - могилы, внутри села.
ГУЛЛИ (ГЪУЛЛИ)
Святые места: Чвугриярт1инишв - место, где хранились Чвугри - глиняные чашки - на запад. Пророка Абумислима внуков могилы - на запад. Деревянный мост - на севере, последний раз ремонт проводился в - 1910году.
ДУМУРХИЛ (ДУМУРХЬИЛ)
Святые места: Сардув - снегохранилище, яма - на востоке, Зкм. Жяхъярин хьарин - пещерное место, где хранились исламские книги - к югу, под селением.
ДАТТИЛ
Святые места: Гушккар - 30-я башня от Дербентской крепости - на север, 1 км. Бюхъян Хярар - лагерь пленённых немцов - на север, 1 км.
ЖУЛЛИ (ЖВУЛЛИ)
Святые места: Мечеть, башня, Пирарикк - на востоке.
ЗААН ЯРАКК
Святые места: Гирами пир, Заан пир - на севере.
ЗИЛДИКК
Святые места: Дабкьру кьяб - качающий камень, под селом. Ккуккум - природная башня, пристанище ккуккушки - на север, 1 км. Холм из белого песка - на север, 1,5 км.
ККУВИГ (ККУВИГЪ)
Святые места: Севюл - на севере
КЮРЯГ (КЮРЯГЪ)
Святые места: НикьартIил - место где, 1700 годы под конями экстремистов молотили детей, на восток, 0,2 км.
ККУВЛИГ (ККУВЛИГЪ)
Святые места: Гъудгнин йишв - место, где в праздники молятся - на север.
КУЖНИК (КЪУЖНИК)
Святые места: Мучри гъяр - приподный мост, на север, 6 км.
ЛЯХЛА
Святые места: Дабкьру гьван - на юг, 2км. Пайгъамбрин гъарз - на север, 2,5км.
ЛИКА
Святые места: Фнагъ пир - лес, правый берег реки Чирагъ, 1км.
МАЖГУЛ (МАЖВГУЛ)
Святые места: Шихарин накьв - могила муллы, 1800 г.
РУГУЖ
Святые места: Шихмягьямаддин накьв - комната с могилой. Кьюлягъ пирар - большие деревья - на север, 6 км.
СУЛАНТИЛ (СУЛАНТIИЛ)
Святые места: МикIёран шар - целебный источник - на юг. 0,2км. Аьхю пирар - высокие деревья в селе.
СЕРТИЛ (СЕРТИIЛ)
Святые места: Къулгунин хал -место, где приносили пожертвования.
СИКУХ (СИКIУХЪ)
Святые места: Месторождение каменного угля мощностью 70см., не действует.
ДЕВЕК (ТIИВАК)
Святые места: "Арран шар" - целебный источник - на восток, 2км.
УЛЦЦИГ (УЛЦЦИГЪ)
Святые места: Пирар - два больших дерева - на юг.
УЛУЗ
Святые места: Пещера, вмещающая до 300 овец - на восток. Брошенное месторождение каменного угля - на север.
ФУРДАГ (ФУРДАГЪ)
Святые места: Сенгерар - на юг, 2 км.
ХЮРИКК
Святые места: Хинаъ - большие деревья - на север, 4 км. Аладай - большие деревья - на северо-восток, 3 км. КюнтIин сивук - большие деревья - на северо-восток, 1,5 км.
ХУСТИЛ (ХУСТIИЛ)
Святые места: Дюрхъ - пещера в скалах - на востоке села. Мик1ран шар - целебный источник - на северо-востоке. 0,5км. На горе Жухна на месте Кет1айин сивик - деревья - на западе, 3 км.
ХИВ
Святые места: Башня в селе ГацIри - мост - на юг, 1км.
ХРИЖ (ХРИЖВ)
Святые места: Ишна къала. Лишнин кIелеъйир - ориентиры из камешек. Эреллериккушв - местонахождение летающих людей, которые охраняют лес - на юг , 2 км.
ХЯНЯГ (ХЯНЯГЪ)
Святые места: Левчнарикк - водопад, на речке Хянягь. ГьарцIилдин таб - хребет. Хурарин гъяригъ - источник. Гьежрин гъарзарикк - пещеристое место, внутри села. КIултIин- место, где росли большие деревья - на восток.
ХАЛАГ (ХАЛАГЪ)
Святые места: Пирдихъ - могила шейха из селения Гьери. Эвлеяд - место молитвы. Гъигъримин хьар - дом эреллера.
ХЮРТИЛ (ХЪЮРТIИЛ)
Святые места: Пирар - место, куда приносят пожертвования, чтобы спасти от бедствий.
ХУЧНИ
Святые места: Пезинжил - место, куда приносит пожертвования. Башлу пир - могила. Ургур чвуччвун къала -крепость семи братьев.
ЦУРИТИЛ (ЦIУРИТIИЛ)
Святые места: Тана дагар - дерево похожее на зонт - на юг, 2км.
ЦУДУК (Ц IУДИХЪ)
Святые места: КIеркIегь - «источник - на север, 0,5км. Ифдин гъарзар - в новолуние рисунки на этих скалах, нарисованные кровью, узнаются на расстоянии - на западе, 2,5км.
ЦАНИТИЛ (ЦIАНИТИIЛ)
Святые места: Пир - большое дерево, когда на село напали, это дерево всех сельчан спасло - на запад, 0,5 км.
ЧИРИ (ЧЬИРИ)
Святые места: Бахьакк - водопад на речке Раси. Ебгру шид - водопад, высота 150 метров, на речке Раси.
ЧОРДАФ (ЧIВУРДАФ)
Святые места: Турт1ил - место, где воевали против исламистов под руководством Абумислима.
ШИЛЛА
Святые места: Улин шид - источник, целебный - на север.
ЯРАГ (ЯРАГЪ)
Святые места: Пирарикк - древнее погребение - на юг. Яргъарин накьвар - могилы - на север.
ЯРГИЛ (ЯРГЪИЛ)
Святые места: Ашвут1 урхъ - пещера, вмещает от 400 до 500 овец - на восток, I км. Гюнт1ихъ пир - могила в селе.
ЯГДИГ (ЯГЪДИГЪ)
Святые места: Гьяжималлайик - место жертвоприношения, внутри села. Жугьттарин къарзарик - источник целебный с дисцилированной водой. Урсари къуршвишв - место сражения - на юг, 1,5 км.


Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 08.11.13 12:36. Post subject: ……. Абдула-бек эрсин..


……. Абдула-бек эрсинский успел захватить в свои руки власть в Табасарани и взволновать там народ (Предписание Ермолова Пестелю 24-го июля Lit. L.). Аварский султан собирал под свои знамена дагестанцев, обещая им истребить наши войска, дать горцам полную свободу и изгнать русских. Ших-Али-хан составил себе отряд из акушинцев. Абдула-бек эрсинский формировал свою толпу в Табасарани.
……… Вступив в Башлы и, как бы не сознавая своей опасности генерал Пестель потребовал аманатов от башлинцев, акушинцев и даргинцев. Вместо ответа, народы эти, собравшись в числе 20,000 человек, появились в виду города, в котором находилось не более 2,000 человек русского гарнизона (Отношение Ермолова генерал-майору Дельпоцо 3-го декабря 1818 г., № 1,177.). Толпами горцев предводительствовали: аварский султан, брат его Гассан-хан и Ших-Али-хан. Здесь были акушинцы, даргинцы, каракайтагцы, табасаранцы и зять шамхала тарковского со своею толпою, которого горцы обещали возвести в достоинство шамхала. В короткое время восстал весь Дагестан. (ДУБРОВИН Н. Ф. «Истории покорения и владычества русских на Кавказе».)

Хронология исторических событий
июнь 1818г. – Начало восстания в Дагестане, получившего название «Ханское движение». В антироссийском лагере оказалось большинство дагестанских владельцев – ханы аварский, мехтулинский, казикумухский, майсум табасаранский, кадий акушинский и др.
26.08.1819 – Генерал Мадатов, с отрядом состоящим из 2 батальонов пехоты, роты артиллерии, 300 казаков, 650 кавалеристов из карабахцев, ширванцев и шекинцев, 500 всадников Аслан-хана Кюринского – всего около 2,5 тыс. человек, вступил в Табасаран и занял селение Мараги, узел дорог на Кубу, Дербент и Каракайтаг, после чего напал на Хошни, в котором находились основные силы восставших табасаранцев под руководством Абдулла-бека Эрсинского. Особого сопротивления повстанцы не оказали. Потто отмечает, что российская конница, «стремительным ударом ворвавшаяся в неприятельский стан», «произвела в нем полное смятение. Горцы, устрашенные внезапным нападением, бросились бежать через единственное ущелье, которое еще не успели захватить русские». Потери с обеих сторон были незначительными, но среди убитых горцев был и кадий Табасаранский.
24.06.1820 – Кровопролитное сражение между отрядом генерала Мадатова (5 батальонов пехоты, сотня казаков, около 2 тыс. кавалеристов из закавказцев и дагестанцев – кюринцев и табасаранцев
июль 1823 – Восстание жителей Тарковского шамхальства и Мехтулинского ханства, доведенных до крайности ростом феодального гнета, произволом российских властей и введенными с 1821г. принудительными работами на строительстве военных укреплений. Восставшие убили пристава Батырова (офицера Кизлярского казачьего войска), весьма грубо и жестоко обращавшегося с горцами, отказались повиноваться шамхалу, российским властям и выходить на крепостные работы. Волнения начались также в Каракайтаге и Табасаране.
16.10.1831 – Начало экспедиции генерала Панкратьева в Горный Дагестан, в ходе которой он провел два сражения. Во втором из них, по свидетельству русского участника, «противник проявил такое упорство, действовал так решительно, что, хотя баталия длилась с 6 часов утра до 11 вечера, наш небольшой отряд так и не смог одержать над ним верх и сражение закончилось не столько благодаря нашему успеху, сколько наступлением темноты». Однако русские разрушили 20 аулов, и 23 октября Кайтаг и Табасаран были вынуждены сдаться, но шариат, на отмене которого настаивали русские, был там сохранен.

…Наклонить уцмия, чтобы войсками своими изгнал Абдулла-бека, зятя беглого Ших-Али-хана, который похитил управление Табасарана, провинции, состоявшей частию под нашим покровительством, дав надежду уцмию, что сын его заступит его место.
…Генерал-майор князь Мадатов, сделавший смелый марш в самые твердые места Табасарана, разбил мятежников. Жители, пребывавшие верными, много способствовали ему знанием земли и дорог. Главный бунтовщик Эрсинский Абдула-бек, зять беглого Ших-Али-хана, имевший большое влияние в народе, потеряв имущество, бежал в горы.
…Небольшой гарнизон крепостицы Чираг отразил нападение, и неприятель рассеялся. Если бы предприятие сие имело некоторый успех, вероятно, что Казыкумыцкое ханство, Табассарань и с ними соединившись прочие вольные общества, вспомоществуемые сильною партиею, которую беглый Ших-Али-хан имел в Дербенте, произвели бы беспокойство в Кубинской провинции, где войск чрезвычайно было мало. Я должен был бы обратить туда отряд генерал-майора князя Мадатова, которому предстояло другое назначение.
…Аслан-хан с самого начала военных действий находился с своими войсками в отряде генерал-майора князя Мадатова в Табасаранской и Каракайдацкой провинциях и при мне в Акуше. Ему за непоколебимую верность и усердие государю обещал я Казыкумыцкое владение и достоинство хана в непродолжительном времени.
…На возвратном пути к Кубани собрались большие толпы неприятеля, думая воспользоваться затрудненным движением войск от пленных и большого числа скота, но, в подобном же случае испытав прежде чувствительный урон, не осмелились сделать они чувствительного нападения и ограничились одною издалека перестрелкою. Места открытые способствовали беспрепятственному движению. В верхнем Каракайдаке и части независимой от нас Табасарани обнаружились беспокойства, и небольшие шайки разбойников начали производить грабежи на землях наших. Родственники возмутившегося изменника тайно ему вспомоществовали тем более успешно, что занимали почетные у нас места, но я приказал в селениях их расположить войска и на их продовольствии, смотря в то же время за исправностью обывательских караулов, и тотчас прекратились шалости. Генерал-майор Аслан-хан Кюринский и Казыкумыцкий наказал табасаранцев отгоном стад их. Записки Алексея Петровича Ермолова во время управления Грузией.


Спасибо: 0 
Replys - 300 , page: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 All [new only]
Тему читают:
- user online
- user offline
All times are GMT  3 Hours. Hits today: 14
You can: smiles yes, images yes, types yes, poll no
avatars yes, links on, premoderation off, edit new post no