On-line: guests 1. In total there are: 1 [information..]
AuthorTopic
ИИР



link post  Posted: 18.04.12 06:27. Post subject: ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА


ПРЕДИСЛОВИЕ
Табасаранский народ вместе с дагестанскими народами волею судеб, оказавшись на исто-рической тропе «великого переселения народов», на исторической арене «великого пере-дела мира», на древней земле, где встретились в ранней юности три мировые религии; иу-даизм, христианство и ислам, более 2000 лет боролись за свободу, независимость и за свое существование.
Естественное стремление табасаранского народа к свободе и независимости отразилось в древних исторических источниках, в народном творчестве в виде преданий, легенд и притч о героических защитниках земли предков.
Такая палитра несказочной прозы более двухтысячелетней духовной истории Табасарана была следствием господства в «Стране хребтов» сначала язычества, затем зороастризма, иудаизма, христианства и, наконец, ислама.
Автором сделана попытка по древним историческим источникам воссоздать хронологию событий исторического развития табасаранского народа с древнейших времен до наших дней. Краткий курс по Истории Табасарана является не завершенной. Молодому поколе-нию есть о чем думать.
«Каждый народ, — как писал академик Б. Рыбаков — должен знать свою историю и уметь соотнести ее с историей других народов. Ведь у каждого из них свое прошлое, своя куль-тура, свой язык». В настоящее время поворот к изучению исторического прошлого вызвал огромный интерес к культурному наследию всех народов. Освободившись от многих догм духовной несвободы, идеологизации жизни, общество приходит к признанию приоритета общечеловеческих ценностей.
Выражаю особую и искреннюю благодарность Ильясову Солтансаиду Яндархановичу, кумыку по национальности, инженеру-электрику по специальности, знатоку истории та-басаранского народа, который открыл мне глаза в мир исторического развития моего ма-ленького народа с древнейших времен до наших дней и благодаря которому написана эта великая история моего маленького народа.


Спасибо: 0 
Replys - 300 , page: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 All [new only]


Исаев И. Р.



link post  Posted: 11.11.14 23:09. Post subject: В 2014 году Табасар..



В 2014 году Табасаранскому району исполнилось 85лет.
Седьмой Вседагестанский съезд Советов 16 апреля 1929 года внес изменения в Конституцию Дагестана согласно новому районированию. Округа были упразднены. Был образован Табасаранский район с районным центром в с. Бурганкент. В состав района входили аулы нынешних Табасаранского и Хивского районов до 1935 г., т.е. до образования Хивского района. С 1934 г. центром становится селение Хучни…
…В 1593 году князь Ф.И. Троекуров из Астрахани сообщает царю Федору Ивановичу со слов «Гилянского гонца Неамета»: «Да шахова же де большого воеводы Бюрханов сын ходил к Шемахе, а с ним людей тысячи с три, и взял под Дербенью деревню». Далее сообщается «об уходе его в Табасаран, где он собирает силы для выступления против паши». Следует полагать, что Табасаран находился в союзе с Россией против турок. В противном случае вряд ли Троекуров мог бы собрать силы в Табасаране.
…Как сообщает И.Г. Гербер, табасараны «податей никаких русскому царю не платят, а повинны оные по требованию воинскую службу, отправлять».
…Кавказскому командованию удалось дважды (первый раз 24 марта, второй – в апреле 1776 года) провести в селении Дарбах сборы, в которых участвовали Фатали-хан Кубинский, шамхал Тарковский Муртазали, бойнакский владетель Бамат, уцмий Кайтага Амир – Гамза, Табасаранский Рустам- кади, казикумухский Магомед – хан и другие. Кадий Табасарана Рустам и правитель Кайтага обязались «дербентского и кубинского хана оставить спокойно означенными ему подлежащими владениями владеть и никакой обиды его поданным, ровно и ему не чинить…».
…Посланники владетелей Табасарана Сограб-бека и Махмуд –бека и другие были приняты с почтениями и пожалованы ценными подарками (парча, сукно, атлас и денежное вознаграждение в 3680 руб.) И в дальнейшем Россия разными подарками склоняла табасаранских владетелей на свою сторону. Росла тяга народных масс к России. Табасаранские селения просили о принятии в подданство. В ответ на неоднократные обращения феодальных владетелей Дагестана и Азербайджана им было предложено прибыть в Георгиевск для обсуждения условий союза. В переговорах, начавшихся в сентябре 1802г., приняли участие посланники табасаранских правителей: Рустам – кадия, Мухамед – бека, Сограб-бека, майсумов Нурмагомед – бека и Махмута – Мусы – Загира.
…Генерал Булгаков просит графа Гудовича наградить табасаранских владельцев и уцмия чинами и монаршими милостями по примеру шамхала Тарковского.
…Шамхал Тарковский, уцмий Каракайтагский, кадий Табасаранский и др., - писал Ших-Али первому министру Ирана Мирза- Шефи, - изменили богу и шаху», - они «усердны и соединены с русскими».
…Царские власти вмешивались в управление владениями Табасарана. Так, в 1815г. генерал Хатунцев арестовал табасаранского кадия. Управление Табасараном Ермоловым было возложено на дербентского коменданта. Через некоторое время управление Табасараном снова было возложено на кадия и майсума. Царские власти в звании майсума утвердили Кирхляр-кули - бека и предоставили ему полную власть над подвластными жителями.
В 1825г. Кирхляр-кули - бек был лишен звания майсума и владения и выслан в Астрахань, а деревни принадлежащие ему были отданы Ибрагим-беку Карчагскому. После окончания русско-персидской войны Кирхляр-кули-бек был освобожден и вернулся из Астрахани. В 1829 г. он снова выступил против царских войск. Его разбили, и он вторично был отправлен в Астрахань, где и умер.
После Кирхляр-кули-бека южным Табасараном управляли беки из рода майсумов, в том числе полковник Ибрагим- бек. До 1840г. северный и южный Табасаран входили в состав Дербентской провинции, а 1840 г. была создана Каспийская область, в состав которой вошел и Дербентский уезд.
…Усилению борьбы жителей Табасарана против царизма и местных угнетателей способствовало пребывание здесь М. Ярагского. В Табасаране М. Ярагский с успехом проповедовал мюридизм. Он жил в аулах Кюряг, Дюбек, Ерси и др.
…В 1829 г. раяты некоторых селений выступили против беков Мустафа-кадия и Кирхляр- Кули Табасаранского, ограбили дом, убили родственников. В 1830г. жители сел. Джугдил прогнали чиновника, посланного к ним для переписи, затем решили расправиться с беком Касым, который обращался жестоко с крестьянами.
…В 1831г. полковник Миклашевский и табасаранский владетель Ибрагим-бек разрушили до основания село Чалак (Чвалакк).
В табасаранских аулах развернулось антиколониальное движение. Этому способствовал успех восставших горцев Дагестана. «Табасаран, Кайтаг, Терекеме и все тамошние дагестанские народы ждут тебя, иди же с нами на газават», - писали жители Табасарана и Кайтага Газимагомеду.
Летом 1831г. Газимагомед вторгся в южный Дагестан и кроме южного Табасарана, остальные владения присоединились к нему. Как сказано в архивном документе «искры мятежа, раздуваемые Гази-муллой, вспыхнули пламенем в вольном Табасаране».
Учитывая, что восставший Табасаран представляет серьезную угрозу, царское командование приняло все меры для подавления движения. Прибывший из Тифлиса в Дагестан генерал – адъютант Панкратьев обратился к жителям Табасарана с требованием покорения, но восставшие продолжали упорствовать. Тогда командование царских войск направило в Табасаран две экспедиции: одну для наказания восставших жителей майсумства и кадийства, а другую для подавления восстания в нагорной части.
Восставшие жители потерпели поражение. Количество убитых и раненых горцев составило 200 человек. После этого войска и вооруженные лица Ибрагим-бека Карчагского двинулись в нагорный Табасаран. Во главе экспедиции стоял полковник Миклашевский, который «промчался грозой по Табасарану». Он сжег 9 селений, заставил присягнуть старейшин. Его экспедиция продолжалась 15 дней. Табасараны называли его «караполковником», т.е. черным полковником. 25 июля 1831 года отряд Миклашевского двинулся к месту Гербе-Куран и к селу Сика, чтобы возвратиться в село Карчаг, через южные аулы Асккан-Ярак, Межгюль, Заза, Зизик. На дороге у высоты Каркул состоялось сражение между восставшими горцами и войсками Миклашевского. Восставшие упорно защищались, но были вынуждены отступить в «неприступные места Суакского магала, увлекая за собой имущество свое и семейства». Потери горцев составили убитыми и ранеными до 150 человек.
Несмотря на жестокие меры, принятые царскими войсками, борьба табасаран не прекращалась. В начале октября 1831 года царские войска двинулись на Табасаран тремя колоннами. Первая колонна под командованием полковника Дадиани, состоявшая из 6 рот Эриванского полка, 4 горных единорогов (орудий), третьего конно-мусульманского полка, двинулась к селению Хучни. Вторая колонна под командованием полковника Миклашевского, состоявшая из двух батальонов 42 егерского полка и одного батальона Кюринского пехотного полка с двумя орудиями и двумя горными единорогами, с первым и вторым мусульманскими полками, направилась на село Дювек. Третья колонна двинулась к Маджалису, чтобы «препятствовать каракайтагцам и башлинцам подать руку помощи вольным табасаранам». Генерал – адъютант Панкратьев в прокламации от 6 октября 1831 года потребовал от жителей Табасарана и Кайтага покориться. В нем говорилось, что он приказал уничтожить Дювек, называя село «гнездом разбойников». И действительно, после ожесточенных сражений русские овладели сел. Дювек и разрушили его до основания.
В течение 1835-39гг. в Табасаране продолжались восстания против политики царизма и местных правителей.
«В 1838 году Верхний Табасаран и Каракайтаг, - говорится в документе, - были в открытом неповиновении, как и остальные части Дагестана».
…Наряду с другими частями Дагестана к Шамилю примкнул и Табасаран. В 1843 году в Табасаране вспыхнуло восстание, о котором в официальном документе от 25 ноября 1843 года говорится, что «Табасаран волнуется». Жители Верхнего Табасарана получили от Шамиля письмо с призывом подняться к восстанию. В ответ на это табасараны не только восстали против царских войск, но и решили занять село Рукель и тем самым прекратить сообщение Дербента с Кубой.
…В 1855г. в Табасаране готовилось восстание во главе с муллой Ших-Магомедом из Ханага. Причем Шамиль обещал помочь восставшим. Начальник прикаспийского края генерал-лейтенант князь Орбелиани поручил Минкевичу «водворить в Табасаране порядок силою слова или оружием».
…В 60-х годах XIX в., с проведением административных реформ , Дагестан был объявлен областью, входящей в Кавказский край. Дагестан был разделен на четыре военных отдела. В состав южного военного отдела входили Кайтаго-Табасаранский округ и Кюринское ханство.
Надо отметить, что хотя и образовалась Дагестанская область, но власть феодальных владетелей была сохранена. Вскоре царизм взял курс на ликвидацию ханств.
Правитель северного Табасарана Эльдар-кади-Айди-бек –потомок табасаранских кадиев и владетель южного Табасарана Султан-Ахмед-бек Карахан бек-оглы, происходивший из рода майсумов, были отстранены от власти в 1866г. по специальному указанию наместника Кавказа. Бывшим правителям северного и южного Табасарана было пожаловано по 500 десятин земли и 400 рублей в год пенсии каждому. В Табасаране было введено окружное управление.
…К-вопросу-об-административной-реформе- в-Дагестане-60-е-годы-XIX-века. Всего до 1917 года было 9 окружных управлений. В составе 9 округов Дагестана были организованы 42 наибства, просуществовавшие до 1899 года.
Округа подразделялись на участки (наибства), за исключением Кайтаго-Табасаранского округа, части которого (Кайтаг, Северный Табасаран и Южный Табасаран) оставались в заведовании полномочных правителей, и Даргинского округа, в котором сохранилось прежнее разделение на общества, управляемые кадиями, назначаемыми кавказским командованием. В 1809 г. для управления Кубинской провинцией было учреждено так называемое Кубинское правление в составе четырех влиятельных беков во главе с Мирза Мамел-ханом (отцом известного историка А.А.Бакиханова, табасаранца по национальности Волнения в Кубинской провинции осень-1810 г. против российских властей ослабили значение кубинского правления и его главного наиба, вскоре оно было упразднено, к введено военное управление. Управление провинцией стал осуществлять единолично военный комендант. В 1813 году верхний и нижний Табасаран разделялся на частные владения и управлялся кадием и майсумом. Карчагское владение управлялось «своими» беками. По данным Неверовского, в 40-х годах XIX века во владениях бека карчагского было приблизительно 5 тыс. человек В 1831 году П.Колоколов составил описание Табасарана, согласно которому Табасаран делился на верхний и нижний. Он простирался от востока к западу на 90, а от севера к югу на 50 верст и заключал в себе до 4500 квадратных верст. Верхний Табасаран делился на 9 магалов, из которых семь признавали себя независимыми, а остальные входили в состав Кюринского ханства. Нижний Табасаран делился на семь магалов: один принадлежал Аслан-хану Кюринскому, два — наследнику майсумов Ибрагим-беку Карчагскому, а последними четырьмя владели беки из фамилии Муртазали-кади. Независимыми считались магалы Верхнего Табасарана: Корчан, Куркул, Хираг, Харагшилли, Суак, Нитриг и Дыре. В феодальных владениях и независимых магалах Табасарана было 5379 семейств. Из них в магалах, не входивших в феодальные владения, проживало около 2323 семейств; в магалах, входивших во владение Аслан-хана — до 555 семейств; в магалах, принадлежавших Ибрагим-беку Карчагскому — 846 семейств; в магалах, принадлежавших бекам из фамилии Муртузали-кади — 1775 семейств. Наследники майсума управляли до 1814 года магалами Хираг-Шилли, Агмергу, Агул-дере и Этек. В 1820 году магал Кошан-дере был присоединен к владениям Аслан-хана. В 1826 году магалы Хараг-Шилли, Корчан, Суак, Дыре и Нитриг признали себя независимыми и объединялись с магалами Куркул и Хираг. В 1831 году три магала вошли в состав Кюринского ханства. Два магала находились под управлением Ибрагим-бека Карчагского и три магала под властью беков из фамилии Муртузали-кадия. Управление в семи магалах, не входивших в состав феодальных владений, отличалось некоторыми особенностями: для решения общих вопросов, касавшихся магала в целом, два или три раза в году собирались магальные сходы, которые назывались «Джаагань» и «Дыгорь» и собирались обычно весной. Жители магалов, вышедших из-под власти майсума и его наследников, перестали платить им подати. Жители остальных магалов несли подати Ибрагим-беку, Аслан-хану и бекам из фамилии Муртузали-кадия. В магалах, не входивших в феодальные владения, по данным Колоколова, можно было собрать войско до 3 тысяч человек, в том числе конных — 300. Табасаранцы сами не нападали на соседние народы, но если нападали на них, то храбро защищали. Обычно в таких случаях подавался сигнал ружейным выстрелом. В 1815 году генерал Хатунцев арестовал табасаранского кадия. Управление Табасараном было возложено Ермоловым на дербентского коменданта. Однако через некоторое время управление Табасараном снова осуществляли майсум и кадий. Царское правительство утвердило в звании майсума Кирхляр-кули-бека и предоставило ему полную власть над подвластными жителями. В 1825 году Кирхляр-кули-бек был лишен звания майсума и владения и выслан в Астрахань. Принадлежавшие ему деревни были отданы Ибрагим-беку Карчагскому. После окончания русско-персидской войны Кирхляр-кули-бек возвращен из Астрахани. В 1829 году он снова выступил против царских войск. Его разбили, он явился с повинной, и вторично отправлен в Астрахань, где и умер. После Кирхляр-кули-бека южным Табасараном управляли беки из рода майсумов, в том числе полковник Ибрагим-бек. В 1839 году он умер и на его место был назначен Султан-Ахмед-бек. До 1845 года северным Табасараном управлял Шахмар-дан-Кадий. С 1845 по 1851 год кадием северного Табасарана являлся поручик Исмаил-бек Марагинский. В 1851 году он был отстранен от управления по старости и вместо него кадием утвержден капитан Айдибек-Рустам. Феодальные владетели Табасарана и беки осуществляли управление на основании адатов, шариата и собственного разумения….Однако комендантскую систему управления в Табасаране, Кайтаге, Кюринском ханстве не удалось ввести из-за сопротивления местных жителей, В Дагестане действовало специальное Положение, утвержденное в 1860 г. под названием «Положения об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом». В Дагестанскую область входил бывший Прикаспийский край без Кубинского уезда и весь горный Дагестан. Область разбита на четыре военных отдела (Северный Дагестан, Средний Дагестан, Южный Дагестан и Верхний Дагестан). Южный Дагестан делился на три управления: 1) Кайтаго-Табасаранский округ; 2) Ханство Кюринское; 3) Самурский округ, включавший горные магалы, т.е. верховья Самура.
Но Магомед-Эфенди не отступал от своих убеждений. Пригласил в Яраг авторитетных наставников из разных мест, причем людей разных ханств и национальностей, чтобы посоветоваться с ними о контрмерах. Из Аварии приехали Гази-Мулла и Ших-Шабан, из Кумуха — Джемалетдин, из Даргогубденска — Гаджи-Юсуф, из Табасарана — Хан-Магомед и другие. Участники совещания пришли к мысли: надо оказать вооруженное сопротивление растущему с каждым днем насилию. В завершение Магомед-Эфенди заявил: «Ступайте на свою родину, забирайте народ. Вооружайтесь и идите на газават… Один мусульманин должен идти против десяти неверных». Магомеду-Эфенди пришлось с семьей скрыться в горных чащобах Табасарана. В это время, местные жители послали письмо продвигающемуся на юг Гази-Мулле: «Мы приняли учение тариката, святой ислам свято исполняем, признаем нашим мюршкидом Магомеда-Эфенди Ярагинского… Не устояли против нас ни русские солдаты, ни мамсуйские всадники, на горе Каргул, где был разбит Надир-шах, мы разбили и гяуров. Мюршид благословил тебя на газават. Табасаран, Кайтаг и все тамошние народы ждут тебя, иди же к нам на газават».…Гази-Мулла горячо откликнулся на призыв. По прибытии в Табасаран он радостно встретился с Магомедом-Эфенди, который принял его любезно как единомышленника. Его появлению в здешних краях, где Магомед-Эфенди скрывался от ареста, обрадовались его сыновья Гаджи-Исмаил и Исхак дочь Хавсат. Гази-Мулла знал их по годам своей учебы в Яраге. Особенно обрадовался он тому, что Хавсат, которая ему приглянулась еще в то время, незамужем. Как говорят верующие, что суждено, тому сбыться. Сбылось и сокровенное намерение Гази-Муллы. Несмотря на непрекращающиеся военные сражения, он просил у Магомед-Эфенди руки его дочери Хавсат, тот благословил брак. Свадьба состоялась в одном из табасаранских аулов. А когда Гази-Мулле надо было возвращаться к ополчению, выяснилось, что оставлять здесь тестя с женой и двух сыновей вовсе небезопасно. И без того за ним была организована погоня, власти не могли забыть и того, что в Курахе, куда его доставили нукеры хана, местные жители помогли ему бежать из зиндана, дали лошадей, переправили из Яраги темными ночами его семью в безопасное место….В 1861 году в Андийском округе попытался поднять восстание Кази-Магома — двоюродный брат наиба Шамиля Кибит-Магомы. В Южном Дагестане выступили табасаранцы. 5 июня 1863 года крестьянское восстание вспыхнуло в Закаталах. В этом же году восстали и гумбетовцы. В Кюринском округе крестьяне захватили бекские земли Джафар-бека. В августе 1866 года начались волнения среди крестьян северного Табасарана. Разрозненные выступления крестьян против колониального режима и местных феодалов продолжались в течение восемнадцати лет и завершились событиями 1877 года — самым крупным антиколониальным восстанием на Кавказе второй половины XIX века. В Дагестане всеобщее восстание началось 29 августа нападением гергебильцев на мастеровых и захватом Георгиевского моста. 12 сентября восстание распространилось на Кюринский округ. Окружное управление было разгромлено, кюринским ханом провозглашен курахец поручик Магомед-Али-бек. Во главе восстания стояли в Табасаране — Умалат-бек, Рустам-кадий и Аслан-бек, в Каякенте — Агай, в Яраге — Эфенди Исма-илов. Ахтынцы провозгласили самурским ханом капитана Кази-Ахмеда. Из Южного Дагестана восстание перекинулось в Кубинский уезд. Здесь ханом был объявлен поручик Гасан-бек.
…Довольно своеобразно управлялся Табасаран, по своему политическому устройству не представлявший собой единого целого. Здесь было два самостоятельных владений: северный Табасаран, которым управлял кадий; и южный, которым управлял майсум. Кроме этих двух владений –западный Табасаран – вольная часть, представлявший собой союзы сельских обществ (магалы) и испытывавший на себе сильное влияние феодальных владений. В свою очередь каждое из этих владений делилось на две части – раят Табасаран и узден Табасаран; в первой части жили раяты, во второй располагались узденские села. В раятском Табасаране вся власть находилась в руках беков. В узденских селениях административное управление осуществляли старшины – кевхи совместно с местным мусульманским духовенством. В административном отношении майсумство делилось на магалы. Административный аппарат, находившийся в непосредственном ведении майсума и кадия, было очень несложен. Он состоял из нукеров, которые в мирное время выполняли полицейские функции, а в военное время составляли дружину майсума или кадия. Кроме этого сравнительно небольшого числа служилых людей, в Табасаране не было никаких чиновников.


Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 12.11.14 18:33. Post subject: В 1964 г. в с. Хурик..


В 1964 г. в с. Хурик Табасаранского района были обнаружены рукописи на арабском языке. Они переведены на русский язык Гаджимурадовым Маллашахбаном, жителем с. Ханаг того же района. Несмотря на краткость сообщаемых данных, эти рукописи являются важными источниками, проливающими свет на ряд вопросов социально-экономической и политической истории Табасарана XVII-XIX вв.
В начале XIX в. Табасаран делился на владения майсума, кадия, а также на так называемый вольный Табасаран, который в свою очередь также делился на ряд магалов. Одним из них и был магал Кырах (Кухрьиг).
Группа магалов вольного Табасарана, в том числе и магал Къирагъ, были известны под названием Девек Елеми. По этому поводу Ф. Ф. Симонович в 1796 г. писал: «Девек Елеми составляет горный Табасаран, простираясь от кадия к Табасарану, казыкумыкам и каракайтагам, и управляется народом под разными узденями или наследственными начальниками; служащими большей частью кадию табасаранскому, а по обстоятельствам и другим. Оной заключает в себя до 15 деревень, из которых знатнейшие суть: Ягдик, Пилек и Хурик, число жителей мужского пола в сей части простирается до 5000 душ, а всего во всем Табасаране мужской пол до 12000 душ Согласно устной традиции, все аулы от Дюбека до Кужника составляли одно общество.
В одной из рукописей говорится о количестве аулов северного Табасарана, описаны границы отдельных джамаатов, изложены некоторые адаты, охарактеризованы взаимоотношения табасаранских аулов между собой и с соседними кайтагскими обществами, а также кадием, сказано о борьбе с иноземными завоевателями.
Видимо первоначальный вариант рукописи был составлен в первой половине XVIII в., а настоящая рукопись, на основе первоначальной, переписана позже. По тексту рукописи видно, что переписчиком ее был житель с. Хурик. На это указывает содержание рукописи, посвященной фактам, относящимся в основном к прошлому с. Хурик.
Некоторые события, факты, изложенные в рукописи находят подтверждение в источниках и архивных материалах. Ценность рукописи состоит в том, что она сообщает факты, которые не имеют параллелей в других источниках и служат надежным дополнением по отдельным вопросам истории Табасарана и Дагестана в целом.
ТЕКСТ
Джамааты Хурик, Ругуж, Ханаг, Плиг, Ягдиг, Хапил, Дюбек составляют магал Къирагъ.
Магал Къирагъ граничит с владением кадия, с магалом ЧиркIул, Хьаргъ и аулами Кайтага,— ГъирцIикк (Кирцик), ПилагьатI (Пиляки), ДжавгьатI (Джавгат) и др.
Джамаат с. Хурик граничит с аулами Ханаг, Ругуж, Пилиг, ПилагъатI.
Жители (население) аула Хурик и жители (население) с. Ругуж враждовали между собой из-за пользования землями в местностях «Мухьан Гьарикк», «Хьалйрикк ичIаъ». Ругужские кавхи во главе главного кавхи Шаабана и Хурикские кавхи во главе главного кавхи Ильдин-бай с приглашением Хьарагского
кавхи урегулировали спор относительно пользования этими землями делив их пополам на обе джамааты.

Жители магала Къирагъ дарили кадию предметы (изделия), которые изготовлялись в аулах или земледельческие, скотоводческие продукты. Например, жители с. Хурик кадию изготовляли сельскохозяйственные орудия — молотильные доски, соху, жители сел. Ягдыг — фрукты, а Дюбека— виноград. Жители ряда аулов кадию давали по ложке масла.
В период военных действий (внешней опасности) джамааты магала Къирах по зову (сигналу) должны были выставлять ополчение.
Тарих. Рустам Кади хотел (попытался) подчинить себе джамааты сс. Хурик, Хапиль и др., но они совместно ополчились и выступили против Рустама кади. Дата 1217 г. соответствует 1802-1803 гг.
Джамааты сс. Хурик и Пилагъат иногда находились в ссоре между собой из-за пользования теми или иными покосными участками, лесом.
Из сс. ПилагъатI и Варсит в с. Хурик привозят паласы, жир, сыр, сушеное мясо.
Возник спор между джамаатами сс. Нивак и ДжавгьатI из-за пользования лесом.
Тарих. О сражении табасаранцев с кызылбашами. Состоялось большое сражение. Кызылбаши день за днем захватывали аул за аулом Табасарана и Кайтага и победили, и перебив многих кызылбаши ушли. Дата 1024 г. соответствует 1615/1616 гг.
Тарих. О сражении табасаранцев с Надир-шахом.
Во время правления Рустам-кади произошло сражение с кызылбашами. Надир-шах причинил злодейства, сложили головы многие сыны из Табасарана и Кайтага. Надир-шах собрал детей в кучу и жестоко расправился с ними. Надир-шах был разгромлен. Дата 1155 с. х. соответствует 1742/1743 гг.
О взаимоотношениях обществ Межгюль и Зильдик.
Настоящее является извещением для того, кому неизвестно. Жители сел. Межгюль действительно купили у общества сел. Зильдик вершину «Кужлан» от высочайшей скалы за цену, указанную здесь, а именно цену эту составляют один осел и один бык. Общество Зильдик передало остальные земли Межгюль и это общество приняло.Присутствовавших в то время мусульман много, но записанных здесь малое количество из них Башан Яракский, Апай Зазинский, Неби Когский и другие из многих сел. После этого составлен документ между Межгюлом и Зильдиком, по которому граница начало свое берет от берега реки под названием «Харин-гар» и идет до камня водруженного в землю и стоячего. Если какое-либо общество возбудит спор относительно этих земель, начиная от этого места, то оно обязательно уплатит правителю того времени, т. е. времени возбуждения спора, сто туменов штрафа. Указанное мы нашли записанным в документе предков наших. Настоящий акт совершен в 1121, хиджры
О земельных спорах обществ Кандиль и Межгюль.
Произошел спор между обществами сс. Межгюль, Кандиль, Аса из-за пастбищ и леса. Общество сел. Кандиль и Аса пожелали распахать землю, чтобы сделать ее своею собственностью и исполнили то, что пожелали. Оба села дали свое согласие на решение, что ни одно из обществ этих сел Кандиль и Межгюль, а также ни какое, другое общество не имеет право производить распашки на этой земле. Решение это сделано Гаджи Абдулла Эфендием Алкадарским совместно с участием написавшего этот документ Ханмагомещ Эфендием Джулинским в присутствии многих из мусульман. При споре этом общество сел. Межгюль представило документ с указанием границ, оставшихся от своих предков и свидетелей. Граница эта идет, начиная от возвышенности, где имеется земля для посуды, отсюда граница идет к селению Афан и дальше идет к покосному участку Карчуга, к саду Чергеса и пахотному участку Халила. После этого произошел этот маслаат при присутствии при решении свидетелей; а именно: Молла Эмине, Молла Магомед оглы и Молла Гаджи Ахмеде Гаджи Гашим оглы Зирдагских, Молла Бачане Али Магомед оглы, Мирзабеке Гасанбек оглы, старшине Магомеде сыне старшины Арабхана Чулакских, при старшине Ашурали и Ахмеде (почетном) Зильдикских, при Хан Шиши и Гаджи Ибрагиме Когских, при Эльдаре и старшине Гусейне Агамирзе оглы, при Султане Мирзежан оглы, Бадане малла Раджаб оглы Зизинских, при Хан-Магомеде Кутай оглы Кандинском, при Самурхане и старшине Мурсале сыне старшины Мусы Ибрагиме и Велибеке Концильских, Микаиле Хивском, при Али, Уздене Асин- ских и при многих из мусульман сел. Нетрюк. Настоящий маслаат совершен в период власти Юсуф-Хана и Майсума Султан Ахмеда по приказу их. Если кто- либо будет против этого решения и маслаата из сел. Ахмар, то он обязан внести для Султан-Ахмеда-Майсума указанную сумму сто туманов. Настоящий маслаат и решение Переданы сторонам. Настоящий маслаат заключен в 1276 г. в период времени, когда Гаджи Магомед Бадам оглы состоял старшиною в Межгюле. Документ представил житель с. Межгюль Мирзабеков Рамазан.


Спасибо: 0 
Исаев И.Р.



link post  Posted: 30.11.14 22:15. Post subject: Дополнение к разделу..


Дополнение к разделу «Албания» Этнографические приметы подметил Мурад Аджи. Европа объявила тайную войну Кавказу, топоним Албания свидетельство той войны. Он появился на Балканах вместе со Скандербегом, «великим воином Албании». Но все похоже на сказку для простаков, такой сделали ту историю христианские писатели, которые за века баснословными своими рассказами увели читателей от истины, увели, не подозревая, что стараниями именно Скандербега Балканы стали мусульманским краем. Отряд Скандербега в лучшие годы не превышал восьми тысяч всадников и семи тысяч пехотинцев, перед османской армией это ничто. Но люди к нему приезжали издалека! Вот так современники отмечали его кавалерию: лошади низкорослые, всадники очень ловкие. Среди европейцев таких не было. Выходит, то были выходцы из Албании Кавказской – родины Скандербега, они (и только они!) называли тогда себя албанцами. Не только лица людей, но и орнаменты, национальная одежда, кухня с перцем и чесноком, двухэтажные дома с галереями, детали быта там и там одинаковые. Этнографу эти сведения говорят о многом. Даже плетни плели одинаково... Это не случайные сходства. Флорентийская уния 1439 года – документ, расставляющий точки над i. Албанская церковь сочла его унизительным для себя. И ее стали душить." "Албанские нравы весьма схожи с нравами горцев Кавказа. Видимо, все горцы мира похожи друг на друга - ландшафт накладывает отпечаток. XIX век был временем больших социально-политических потрясений для албанцев. Именно тогда в колоссальных размерах распространился обычай кровной мести, который был по официальным данным коммунистического руководства страны искоренен лишь в конце 50-х годов нынешнего века. Месть считалась тяжелой, но неизбежной моральной обязанностью. Мстили по принципу 1-1, но часто это соотношение не соблюдалось. Обычное албанское право считало (а законы Порты в горах не действовали), что убийство в порядке кровной мести или за проступок, обязательное с точки зрение общественной морали, открывающее цепь кровомщений ненаказуемо. По всей стране в целях самозащиты стали строиться высокие укрепленные башни-кулы, которые сродни кавказским"

Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 30.11.14 23:14. Post subject: Голоса предков из далекой древности или маленький экскурс в античный мир


Голоса предков из далекой древности или маленький экскурс в античный мир В начале I тысячелетия до н. э. в Закавказье вокруг горы Арарат и высокогорного озера Ван возникло государство Урарту (Урар» – ворота, «ту»- «т1аъ- открывай (открытые) ворота). Огласовка встречается в библейских текстах и сохранилась в современной топонимике. История страны Урарту имеет большое значение для изучения жизни древнейших народов. Она теснейшим образом связана с древней историей Кавказа. Нa севере Месопотамии, на верховьях Тигра и Евфрата и около озер Вана, Урмии и Гокчайскаго жило многочисленное племя. В ассирийских памятниках X и IX века до Р. X. оно называлось собирательным именем стран Наири. Во второй половине IX в. эти племена собираются в одно государство, которое в ассирийских памятниках называется страною Урарту. Центр этого царства первоначально был на севере в горной стране, если не около самого Большого Арарата, в пределах Эриванской низменности, то во всяком случае севернее Ванского озера. Ассирийский царь Салманассар чтобы достигнуть средоточия этого царства, должен был подняться на горы, лежавшие на севере Вана, и уже после совершенных побед спустился вниз к Ванскому озеру. В виду того, что Эриванская низменность между горами Араратом и Алагêзом по сие время называется Айраратскою областъю, весьма вероятно, что в этой низменности, в пределах, ограниченных вышеназванными горами, находилось первоначальное царство Урарту. Но впоследствии, в первой половине VIII в., центр этого царства, всего вероятнее по стратегическим соображениям, переносится на юг, к восточным берегам Ванского озера, где находится нынешний город Ван. Читаем дальше (разные источники). Государство Урарту находилось на большом нагорье, расположенном между Малой Азией, северо-западной окраиной Ирана и Северным Двуречьем. Таким образом, в состав Урарту входили довольно значительные области Закавказья — территории Армянской ССР и Южной Грузии. Восточная часть Урарту была расположена между тремя большими озёрами — Ваном, Урмией и Севаном. Северная часть Урарту находилась в бассейне Аракса и южных притоков Куры (соседствует с античной Кавказской Албанией). Территория Урарту со всех сторон была защищена горными хребтами и поэтому представляла естественные удобства для успешной защиты населения от набегов соседних племён и грабительских завоевательных походов, главным образом ассирийских царей. Природные условия этой страны довольно разнообразны. Вся территория перерезана многочисленными горными кряжами, достигающими обычно высоты 2 000—4 000 м. Над ними возвышаются отдельные массивы и вершины, покрытые вечным снегом (Большой Арарат — 5 156 м). Перевалы через эти горные цепи расположены довольно высоко и зимой часто бывают покрыты снегом. Огромная неприступная ванская скала с окружающими ее хребтами служила передовым оплотом для нового царства в его войнах с ассирийцами. И тот факт, что в Урарту мужской бог Ахура "Аьхюр" Мазда, превратился в женское божество, говорит о значительной его эволюции и является свидетельством древнего происхождения бога Ахуры Мазды, а значит и самого Заратуштры. Тем самым подтверждается верность датировки времен жизни Заратуштры Э. Мейера. Из последующих исследователей эту датировку принял лишь Л.А. Лелеков, отметивший, что «лингвистический анализ «Гат» – самой священной части «Авесты», автором которой считается

Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 30.11.14 23:26. Post subject: Заратуштра, позволяе..


Заратуштра, позволяет отнести эпоху деятельности пророка к 12-10 вв. до н.э.». Вот вам дорогие читатели ответ на этимологию названия «Урарту» Получается слово «Урарту» - имеет табасаранское происхождение; корень «урар» – ворота, «ту»- «т1аъ» - открывай или «Урарту» - «Открывай (открытые) ворота». Арара́т— (Арайин айит1 –между вершинами гор) самый высокий вулканический массив на востоке Турции; относится к стратовулканам. Расположен в турецком иле Ыгдыр по правому берегу среднего течения реки Аракс, в 16 километрах от границы с Ираном. Состоит из двух слившихся основаниями конусов потухших вулканов: Большого Арарата и Малого Арарата. Вершина Большого Арарата (5165 метров над уровнем моря является самой высокой точкой Турции. Горы покрыты лугами, а отчасти лесом, причём верхняя граница леса проходит на довольно большой высоте, приблизительно от 2 500 до 2 600 м над уровнем моря. Так, в районе Арарата леса встречаются на высоте до 2 500 м. Долины больших рек — Аракса и Арацани — местами расширяются до довольно значительных плодородных низменностей (Араратская равнина, Мушская низменность). Некоторые нагорья представляют собой степи, кое-где переходящие в полупустыни. Эти большие территории, несмотря на наличие родников, почти лишены растительности и малоплодородны. Расстояние между вершинами Большого и Малого Араратов составляет 11 км. Потухшие вулканы разделены Сардар-Булакской седловиной. Основание обеих вершин имеет протяжённость около 130 км в окружности. Сложен кайнозойскими базальтами. Склоны пустынны, образованы выветренными лавовыми потоками. Большой Арарат от 4 250 м и выше покрыт вечными снегами. В массиве имеется около 30 ледников. Вероятно, Арарат проявлял активность в третьем тысячелетии до нашей эры; под пирокластическими потоками были найдены артефакты раннего бронзового века и остатки человеческих тел. Последнее извержение Арарата произошло 2 июля 1840 года; оно сопровождалось землетрясением. В результате землетрясения и схода лавины оказались разрушена деревня Аргури –(Аргъури наан айидар ву гъурар-живут и мерзнут там), расположенные на горе; с тех пор на Арарате нет постоянных поселений.

Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 30.11.14 23:27. Post subject: Местные названия Ара..


Местные названия Арарата: традиционное армянское название Арарата — Масис (арм. Մասիս). По мнению Новосельцева, «Масис» имеет иранское происхождение, и само по себе означает «великий, большой», в смысле высочайшая (гора), так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой», турецкое название Арарата — Агрыда́г или Агры-Даг (тур. Ağrı Dağı), «кривая гора» или «гора боли» (от тур. Ağrı — «боль, скорбь»). По мнению Джеймса Расселла, тур. Ağrı родственно тур. ağir — «тяжёлый» и является переводом среднеиранского *masi-, восходящего через староиранский к младоавестийскому mas- — «длинный, большой», персидское название Арарата — Кухи-Нух (перс. کوه نوح‎), «гора Ноя», арабское название Арарата — Джабал-аль-Харет (Jabal al-Ḥāreṯ), «гора пахаря». Вокруг Арарата у местных народов сложился комплекс легенд. Персидская легенда называет Арарат колыбелью человечества. Считалось, что деревня Аргури на склоне Арарата находится на месте, где Ной построил алтарь. Всемирный потоп. Повествование о Всемирном Потопе содержится в первой книге Библии. Легенды о потопе встречаются в мифологии и других ближневосточных народов. Сева́н — озеро в Армении, на высоте около 1900 м; наибольшее из озёр Кавказа. Площадь — 1240 км². Средняя глубина 26,8 м, максимальная — 80 м. В озеро впадает 28 рек, вытекает одна река Раздан (приток Аракса). Озеро тектонического запрудного характера. Одноимённая котловина тектонического происхождения, а запруда образовалась, вследствие излияния голоценовых лав. Севан окружён горными хребтами: с северо-запада — Памбакским, с северо-востока — Арегуни, с юго востока — Севанским и Восточно-Севанским, с запада — Гегамским, с юга — Варденисским хребтами. Севан делится на две части: Малый и Большой Севан. Малый Севан отличается большой глубиной и изрезанными берегами. Именно в этой части сосредоточен больший объём воды озера. Наиболее глубокое место Севана расположено недалеко от подножья хребта Арегуни. В Большом Севане дно ровное, берега мало изрезаны, глубина не превышает 30 метров. Озеро Севан — пресноводное, водная поверхность имеет лазурно-синий цвет. Минерализация воды около 700 мг/л, сухой остаток составляет 0,5 г/л. Обратите внимание! Высоко в горах! Разве не от табасаранского слова «Сивар» произошло название озера «Севан»? Государсво Урарту, существововало здесь с XI по VI века до н. э. На берегу озера, на месте современного города Ван в этот период находилась столица Урарту, город Тушпа. После поражения Урарту от ассирийцев в VII веке до н. э. Урарту постепенно приходит в упадок и перестаёт существовать в VI веке до н. э. Асси́рия — (аккадский: Aššur, араб. أشور‎‎ Aššûr, ивр. אַשּׁוּר‎ Aššûr, арам. ܐܫܘܪ Ašur, арам. ܐܬܘܪ Atur ассир.: Atur) — древнее государство в Северной Месопотамии (на территории современного Ирака). Ассирийская империя просуществовала почти две тысячи лет, начиная с XXIV века до н. э. и до её уничтожения в VII веке до н. э. (около 609 до н. э.) Мидией и Вавилонией. Ассирийская империя (750—620 г. до н. э.) считается первой империей в истории человечества. От мифических племен и языков чье происхождение теряется во тьме предыстории, от древнего происхождения бога Ахуры Мазды, а значит и самого Заратуштры, от библейского ковчега, который будто бы остановил после потопа Ной на горе Арарат (Арайин айит1) и до новейших народов –этруски, хазары, косоги, яссы-алапы, авары, готы, скифы, сарматы, мидийцы, ассирийцы, татаро-монголы, римляне, персы, арабы, турки… И проходившие, прорубавшие себе путь огнем и мечом, пожарами и кровью потомки великих кавказских албан сами оставляли свой след, наслаиваясь и создавая новую прожилку в муаре человеческого мрамора.

Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 02.12.14 00:01. Post subject: Гьар касди жвуван ..


Гьар касди жвуван халкь, ватан ккунири гъулан библиотекайиз, школайиз саб китаб, китаб даш флежккайиз скопировать дап1ун багъиш дап1ун ккунду, Чухсагъул учвуз йиз гьюрматлу ватанагьлийир.

Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 11.01.15 22:17. Post subject: Голоса предков из далекой древности или маленький экскурс в античный мир


Ясное изложение некоторых событий в далекой древности В IX в. до н.э. образуется довольно сильное Урартское государство, которое представляет реальную угрозу для ассирийской торговли и северных границ Ассирийского государства. Салманасару III (859—825 гг. до н.э.) приходится вести долгую и упорную борьбу с урартами, причём ассирийские войска неоднократно проникали в их страну. Салманасар III описывает свои победы над урартами в своей летописи. Яркие картины этих походов, изображения штурма урартских крепостей, увода многочисленных пленников и угона захваченного скота сохранились на бронзовой обшивке Балаватских ворот и на чёрном обелиске, которые относятся именно к этому времени. В результате этих походов ассирийским войскам удалось проникнуть вплоть до северной части страны Урарту, к истокам рек Евфрата и Аракса, пробиться к озёрам Ван и Урмия и опустошить большие области. Однако ассирийцам не удалось полностью разгромить страну Урарту. В непрерывных боях с ассирийцами укрепилось государство Урарту. Урартский царь Сардури I сумел дать отпор ассирийским войскам. При нём была построена неприступная крепость у Ванской скалы. Сардури I, возглавивший государство Урарту, гордо называет себя “царь великий, царь могучий, царь вселенной, царь страны Наири, царь царей”. Урартские цари Ипшуина и Менуа, правившие в конце IX в. и в начале VIII в., закладывают основы будущего могущества Урартского царства. Цари Ипшуина и Менуа ведут успешные войны с соседними племенами и расширяют пределы государства. Они прочно закрепляют за собой территорию между озёрами Ван и Урмия, завоёвывают области, прилегающие к южному берегу озера Урмия, и совершают завоевательные походы на север, в равнину реки Аракса. В первой половине VIII в. до н.э. Урарту при царях Аргишти и Сардури II достигает своего высшего расцвета. Урартские цари ведут целый ряд успешных войн, покоряют значительные области Закавказья, захватывают территории по среднему течению Евфрата и продвигаются в области Сирии. Особенно упорную борьбу ведут урартские цари с племенным союзом Мана, который находился в районе озера Урмия. Царям Урарту после длительных войн удаётся продвинуться к северу от Урмийского озера, завоевать часть страны Мана и даже построить там крепости для размещения своих гарнизонов. Менуа сообщает в своей надписи о покорении страны Мана и о сооружении крепости в завоёванной стране. В летописях Аргишти I и Сардури II говорится о частых походах в страну Мана, о захвате там многочисленных пленников и об угоне скота. Таким образом, Урарту становится не только соперником Ассирии в северной части Передней Азии, но на некоторое время даже становится здесь главной силой, оттесняя Ассирию на второе место. Урартский царь Аргишти (781—760 гг. до н.э.) выходит победителем из борьбы с Ассирией, разгромив ассирийского царя Ашшурдана. Аргишти расширяет северные пределы Урартского царства, завоёвывает страну Этиуни, расположенную в Закавказье, и переносит центр государства на север через Аракс в Закавказье, в город Аргиштихинилп, который находился около современного селения Армавир. Сардури II (760—730 гг. до н.э.) продолжал победоносные походы своего отца Аргишти. О своих походах, совершённых им на протяжении восьми лет, он довольно подробно сообщает в своей летописи, текст которой был найден в Ване и опубликован в 1922 г. Судя по этой интересной летописи, Сардури II укрепил свою власть в Приурмийской области, совершал походы в страну Эрах, расположенную к северо-западу от озера Севан, ходил войной в Закавказье и даже в Северную Сирию и таким образом широко раздвинул пределы Урартского царства. Это время было временем расцвета не только политической, но и экономической мощи страны Урарту. Всё это ясно указывает на то, что в эту эпоху урартская культура стала проникать в долину Аракса, завоёванную урартскими царями. Однако усилившееся Урартское государство представляло большую угрозу даже для могущественной Ассирии. Урартские цари образовывали большие коалиции, в состав которых входили государства и племенные союзы Закавказья, Северной Сирии и восточной части Малой Азии. В лице урартов и других северных народов ассирийцы натолкнулись на опасных соперников, которые угрожали их торговым путям и границам их государства. Поэтому в середине VIII в. до н. э. Ассирия мобилизует свои силы против Урартского царства и его союзников. Тиглатпаласар III совершает два похода в Урарту и наносит серьёзные поражения урартским войскам. Следующему урартскому царю, Русе I (730—714 гг. до н. э.) пришлось вести упорную борьбу за восстановление былой мощи Урартского царства и за полное покорение областей Закавказья. Поэтому Руса I строит в Нор-Баязетском районе ряд крепостей. Одновременно с этим Руса подавил мятеж внутри страны, который подняли, наместники пограничных областей, пытавшиеся образовать самостоятельные княжества, пользуясь ослаблением Урартского государства. Очевидно, в связи с этим старые административные центры урартов в Закавказье, как, например, Аргиштихинили, были заменены новыми. Несколько позднее, в VII в. до н.э., крупным административным центром урартов в Закавказье становится Тейшебаини, развалины которого были обнаружены на Кармир-Блуре, около Еревана. В конце VIII в. до н.э. Ассирия снова усиливается. Саргону II в 714 г. до н.э. удаётся совершить успешный поход против Урарту и разгромить войска Русы. Однако ассирийцы не смогли окончательно подавить Урартское царство. Урартский народ ведёт мужественную борьбу против ассирийских завоевателей. Несмотря на то, что Саргон II разбил урартские войска, опустошил всю страну, захватил и разграбил богатый урартский город Мусасир, государство Урарту всё же сохранило свою самостоятельность. Больше того, сопротивление урартов было, возможно, одной из причин ослабления Ассирии, которая в 605 г. пала под ударами объединившихся врагов Ассирийского царства. Урарту сохраняло свою независимость и после падения Ассирии. Только в VI в. до н.э. Урарту теряет свою независимость и рушится под ударами мидян и кочевников. После разрушения государства Ахаменидов (336 - 323 лет до н.э.) Алексан-дром Македонским, политические процессы перешли на новый этап. Ре-зультатом этого было то, что после краткосрочного периода властвования Александра Македонского, с его смертью, империя разделилась: на юге Азербайджана образовалось государство Атропатена, а на севере - государство Албания.
Вся территория Карабаха входила в состав Албанского государства, которое делало все возможное для сохранения Карабаха в своем составе, и за некоторыми исключениями добилось этого. Местные источники указывают эту территорию как часть Албании и подтверждают наличие там народов Ути, Соди, Айниан. Даже удины в известном письме Петру I пишут: «мы белокровные и национальность наша Удины». Если учесть все вышесказанное можно прийти к выводу, что в упомянутом периоде территория его была албанской. Этот факт подтверждают Лео, С.Т.Еремьян, А.Г.Гукасян. Они пишут, что Правый берег Албании – области Арцах и Утик, истинно албанские земли. В начале I века в период римско-Сасанидских войн Албания сумела сохранить свою не-зависимость. Во время этих войн территория Карабаха (К1ару багъ) с этнической и политической точек зрения оставался как албанская часть суверенного Албанского государства. С политической точки зрения территория Нагорного Карабаха в I веке полностью подчинялась албанским Эршакидам.
Связь времен и народов. Нагорно-Карабахская Республика (Арцах) расположена в юго-восточной части Малого Кавказа. Рельеф республики типично горный, охватывает восточный отрезок карабахского плато и с запада наклонно спускается к востоку, сливаясь с арцахской долиной, составляющей большую часть Куро-Араксской низменности.
Арцах-кьарц1ахъ. Слово «Кьарц1ахъ» слово табасаранского языка и означает плоскостная равнина (терраса) в горах. Къарц1ахъ (на плоскостной равнине) кивна (посажен) К1ару багъ (черный сад).
Достаточно вспомнить топонимы названий «Урарту-урар т1аъ», «Ара-рат-арайин айит1», «Арцах-кьарц1ахъ», «Карабах-к1ару багъ», ведь все эти слова имеют корневую основу табасаранского языка!!!
Некоторые традиции и система верований, бытующие у карабахских армян. Традиции поклонения - святым местам за пределами села: - Рощи эти считались священными и неприкосновенными. Ветви их были увенчаны лоскуточками от платьев молящихся, которые вместе с этими лоскутьями рассчитывали оставить тут свои болезни и несчасть - Кроме рощ, имеются и отдельно стоящие деревья — великаны, сурны. Около с. Гадрут, у родника Хор-Ахбюр, стоит священный гигантский чинар, более четырех саженей в окружности.
- Родники. Благодаря народному суеверию, многие родники спасены от усыхания, потому что в большинстве случаев священные рощи затеняют места, где из-под земли выбивается вода. Почитание воды, вызывающее запрет осквернять ее плевком или другим способом, превращается в настоящее поклонение. Имеется ряд родников, которым предписывалась чудесная сила исцеления от разных недугов и которые стали местом поклонения. Одни «излечивали» от чесотки (у с. Xюнот), другие от малярии и экземы (у с. Аветараноц, «Воске хач» у с. Гиши), третьи — от болезни глаз (родник «Ехин-Ахбюр» у с. Кусалат).
- Молния считалась мечом в руках ангелов, которые ею поражают злых духов, поэтому очищены от всего нечистого те места, куда попала молния — и вершины, и высокие деревья (у с. Хачмач и Арав), и даже человек, пораженный ею....
- Для того, чтобы остановить продолжительные дожди, опасные для всходов, вызывали солнце, которое по мнению карабахцев, являлось существом женского пола. Женщины собирались в ограде церкви и помогали маленьким девочкам 8—10 лет делать из накрест связанных палочек куклу, одевали ее в женское платье, и девочки затем ходили с этой куклой — чоли по дворам, распевая песню: «Чоли, Чоли, Чоли нет. ...
- Не только действие имело магическое влияние, но и мысль, заключения в слове, и даже само слово. Благословение или проклятье может сделать человека счастливым или несчастным. У опытных старух, знахарок и колдунов — чопчи. существовал целый запас молитв, заклинаний, заговоров и т. п., которыми они одной «чудесной силой» слов, иногда потерявших смысл (проникших из забытых уже языков) вызывали желательные результаты. Эти магические формулы не сообщали посторонним из боязни, что формулы утеряют свою магическую силу (вернее, чтобы не потерять своего дохода) и передавали их в своем роде из поколения в поколение. Свою магическую силу слово сохраняло и тогда, когда оно написано. Ловкие знахари писали таинственные молитвы на сложенных треугольником бумажках, которые пришивались к одежде больного, клались ему под подушку или опускались в воду, которую затем или давали пить больному, или зарывали в землю у порога дверей. Иногда эти бумажки имели форму длинного узкого свитка в 3—4 метра: свитки эти имели постоянную силу, между тем, как треугольные бумажки сохраняли свою силу только на определенный случай....
- Вся природа наполнена злыми духами — шайтанами. Они насылают болезнь, тяжелые нравственные переживания, смерть, несчастья в семейной жизни и неудачу в делах. Они живут везде — в воде, в воздухе, в скалах, особенно в темных пещерах и расщелинах, в заброшенных мельницах и развалинах. Над меликскими карадамами в с. Аветараноц зияет открытый вход в пещеру — «Дом шайтанов». Когда-то затененные густыми лесами ущелья между деревнями Тахлар и Азох до сих пор называются «Чертовыми» — Кашкадзор-ом. В этих местах и теперь карабахец избегает проходить ночью....
- Нельзя после заката солнца одалживать ни сита, ни весов, ни огня — иначе все предметы и припасы, с которыми они связаны, потеряют спорость — барик (баракат) и быстро иссякнут: черт станет их таскать из дома....
- Нельзя после заката подметать комнату, чтобы не задеть черта: если это необходимо, то надо отломить от веника прутик и кинуть его в огонь; нельзя лить теплую воду (которой коснулся огонь) на землю, по той же причине ее надо слить в другую посуду (с. Тахлар); нельзя выбрасывать сор у порога, где сидят шайтаны....
Язык Вот, что пишут на форумах:
Итак, об урартах. Когда учеными были обнаружены урартийские надписи, то первым языком, привлеченным к их расшифровке был армянский (точнее, грабар). Но результаты оказались неожиданными – этот язык (урартийский) не только не являлся древнеармянским, он не являлся индоевропейским вообще. Потому и ненаучны попытки некоторых иранских псевдоученых «читать» урартские тексты при помощи иранских языков. Сравнение с семитскими языками также ни к чему не привели. И лишь Дьяконов, обобщив данные сумел определить, что урартский язык – однозначно является кавказским, точнее нахско-дагестанским. Вот статья из «Энциклопедии языкознания»:
УРАРТСКИЙ ЯЗЫК - мертвый язык, к-рый был распространен на территории Армянского нагорья вокруг оз. Ван, вплоть до долины р. Бохтан-Су на Ю., до р-на нынешнего Равандуз на Ю.-В. и, возможно, до Араратской долины на С. У. я. вместе с близкородственным ему хурритским языком принадлежит к северо-восточнокавказской языковой семье.
ХУРРИТСКИЙ ЯЗЫК - мертвый язык, к-рый был распространен в юж. районах Армянского нагорья, в сев. Сирии и Месопотамии, в Аррапхе (область к В. от р. Тигр), в значительно меньшей степени - в юго-вост. части М. Азии (Кицуватна) и в г. Угарит. Наиболее убедительной представляется гипотеза И. М. Дьяконова и С. А. Старостина о родстве X. я. и родственного ему урартского языка с нахско-дагестанскими языками.
Урартский язык является нахско-дагестанским, т. е. предком как нахских, так и дагестанских языков.


Карабахская армянка Уважаемый читатель! Комментарии по моему излишни.


Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 11.01.15 22:28. Post subject: Читатель задаст вопр..


Читатель задаст вопрос; а что за черный сад (к1ару багъ)? Тутовниковые сады (черный тутовник (хатрут) -щелкопряд)

Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 12.01.15 09:33. Post subject: Проходившие, проруба..


Проходившие, прорубавшие себе путь огнем и мечом, пожарами и кро-вью потомки великих кавказских албан; удины, кризы, хиналугцы, джеки, гапутлины, бутуги, балканские албаны, армяне Нагорного Карабаха, агулы, табасараны... сами оставляли свой след, наслаиваясь и создавая новую прожилку в муаре человеческого мрамора.

Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 13.01.15 21:47. Post subject: В 1396 году, уничтож..


В 1396 году, уничтожая всё на своём пути, в Дагестан вторгается Тамерлан.

Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 17.01.15 05:28. Post subject: … В 1143/1730–31 г. ..


… В 1143/1730–31 г. «у Умма-хана родился Мухаммад-нусал»… Кроме них, у Мухаммад-нуцала была ещё одна дочь по имени Султан-зада, бывшая за мужем за одним из членов фамилии табасаранских кадиев.

Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 17.01.15 05:47. Post subject: Происки иранских и т..


Происки иранских и турецких эмиссаров, подкуп и угрозы Ших-Али-хану и Сурхай-хану привели к тому, что к ним примкнулись отдельные дагестанские владетели, в частности Абдулла-бек Ерсинский (Табасаранский) и уцмий Кайтагский Али-хан. Это видно из предписания генерала Тормасова генерал-лейтенанту Репину от 27 апреля 1809г. в котором говорится: «...Табасаранский владелец Мамед-кади принял во владение свое Ших-Али-хана и позволяет ему жить у зятя своего Абдулла-бека в дер. Эрси...». В связи с этим кадию Табасаранскому было написано, что «... его поступок совершенно противен обязанностям верноподданного и что он (может) лишиться жалованья Всемилостивейше ему определенного, если не выдаст его (Ших-Али-хана. -Авт.) Российскому в Дербенте начальству, имея все способы к тому, чтобы его схватить, и сверх того может навлечь на себя справедливый гнев Е.И.В.; напротив же того, если он выполнит данную им присягу на вечную верность Всероссийской Империи и покажет опыт усердия своего выдачею Ших-Али, то может получить отличие и примерную награду от Е.И.В.».
В конце октября 1810г. отряд полковника Лисаневича прибыли в Табасаран и атаковали селение Ерси, где скрывался Ших-Али-хан. «... Переправясь Самур, — доносил Лисаневич генералу Тормасову от 9 ноября 1810г., —пошел я к Мараге, откуда по объявлению мне Абдулла-бека Мугатирского, нам преданного узнав, что Ших-Али находится в Эрси, у зятя своего Абдулла-бека, сына бывшего Рустам-кади, поспешил к тому местечку; сближаясь к Эрси, на пути я узнал, что Эрсинцы, сведав о приближении моем к Мараге, побуждаемые Ших-Али и его зятем приготовились сами защищаться... Увидев наших фланкеров, мятежники открыли огонь, но искусным маневром полк. гр. Мейстера, вступившего в селение, были стеснены и через полчаса были вынуждены оставить селение, спасаясь бегством в лес и горы окружающие Эрси. Ших-Али и с ним зять его Абдулла-бек Эрсинский с 4-мя братьями и Мирза-бек Марагский с сыном, пользуясь способностью мест им известных и густым туманом, первым бежал во внутренности Дагестана к Акушелинским Лезгинам, а последние скрылись в горах, куда семейство их отправлены прежде еще».
В результате военной экспедиции Лисаневича в Табасаран была восстановлена власть Мамед-кади, приведены в покорность все те табасаранские селения, которые «держали сторону Ших-Али», а также удалось удержать «в повиновении подполковника Мустафа-бека, правившего в селениях Хили, Пендже и Экарах, детей умершего подполковника Махмуд-бека Абдулла-бека Мугатирского, Абдур-Рази и Иса-бека, беков селений Марага и Дарваг. Кроме того, от всех мятежных селений Табасарана были отправлены в Дербент аманаты». «А чтобы их (табасаран.- Авт.) обеспечить в случае покушений Акушелинских, — писал в своем рапорте Лисаневич генералу Тармасову, — согласил я Адиль-хана Уцмия в двухкратное с ним свидание охранять их и защищать, и не давая также убежища Ших-Али в своем владении, не допускать впадать в Табасаран, который поклялся мне соблюсти сие и чтобы Эрсинцам дать более почувствовать, приказал сжечь дома Абдулла-бека и всех вместе и сел. Аркит как главнейших там мятежников, а скота часть осталась, которая после бежавших и от раздачи на порцию солдатам и татарам, отдана тоже приверженнейшим бекам».
Между тем от шаха и османов шли письма и деньги. В 1811г. персидский шах Фетх-Али послал фирман табасаранскому владетелю Мамед-майсуму. Шах, ставя майсума Табасаранского в известность о предстоящем выступлении совместно с Турцией против России, требовал от него помощи персидским войскам, за что обещал большие награды. «... Искренность твоего намерения, — говорилось в данном фирмане, — сделалось известною нашему светлому сердцу и мы узнаем, что ты в душе стараешься вспомоществовать религии и хитришь с гяурами, в тайне имея соглашение с ратующими за веру. Да будет тебе небезызвестно, что Ших-Али-хан есть один из приближенных к нам рабов; он следует по пути повиновения нам с особенною преданностью... Тебе надлежит оказать ему покорность и повиноваться его приказаниям для пользы религии. В настоящее время прислали ко двору нашему все Дагестанские старшины и просили наших сановников содействовать тому, чтобы наш священный лагерь двинулся для истребления врагов...
Когда свет очей наших — наследник престола (Аббас-Мирза. - Авт.) явится на Ширванской земле, то поспеши на его службу вместе с эмиром Ших-Али-ханом, повинуйся его приказанию и знай, что повиновение его приказанию будет тождественно повиновению нашим приказаниям. Содержание сего нашего фирмана, требующего нашего повиновения, передай всем твоим родственникам и подчиненным, большим и малым. В доказательство особого нашего к вам благоволения мы назначаем вам награды и подарки больше, чем таковые были назначаемы в минувшие времена, в царствование прежних государей, вашим предкам и назначаем вам пенсию в большем размере, чем получали в былое время ваши отцы».
Аналогичного содержания фирманы от персидского шаха были посланы и другим владетелям Дагестана.
Получив средства и указания, Ших-Али-хан при содействии Абдулла-бека Ерсинского, «злобствующего на дядю своего полковника Мамед-кадия

Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 17.01.15 05:48. Post subject: Табасаранского и про..


Табасаранского и прочих беков», хотел захватить селение Хучни. При этом они «обманули акушелинцев, уверив их, что как скоро вступят в Табасаран то все беки и жители той земли к ним пристанут, а как скоро возьмут дер. Хашины и Мамед-кадия выгонять из оной, то дасться им по скотине». Однако обещанной им награды акушинцы не получили и «увидя себя обманутыми ушли из Табасарани и сколько Ших-Али ни старался уговорить их остаться, однако не мог».
Кроме того, против Ших-Али-хана с Абдулла-беком Ерсинским выступили табасаранские беки — Мирза-бек, Ибрагим-бек и Муртузали-бек, приехавшие до этого в Дербент и «учинившие присягу на верность подданства Г.И.».
Как свидетельствуют очевидцы, есаулы Ших-Али-хана ездили по аулам Дагестана с требованием, чтобы из «каждых двух домов один человек готов был идти к Ших-Али, а который не послушает, у того дом разорят и имения отнято будет». В июне 1811г. посланцы Ших-Али-хана возвратились из Персии обратно. Пробравшись через табасаранские горы они привезли ему деньги и подарки. «Шах-заде через нарочных от себя, — говорится в документе, —доставил Ших-Али еще 4 тыс. червонцев, дабы он успел согласить на свою сторону акушинцев, дженгутайцев, аварцев и самого уцмия каракайтагского», поэтому «во владениях дженгутайском и акушинском по всем деревням через ясаулов приказано идти в Табасаран, а потом в Кубинское владения, приказано собирать с каждого дома людей, кто только может действовать оружием....». И все-же общего восстания в Дагестане не получилось.
Попытки Ших-Али-хана привлечь на свою сторону табасаранских правителей, за исключением Абдулла-бека Ерсинского, также не имели успеха. Более того, они оказывали царским войскам свои услуги. В этой связи генерал Тормасов просил графа Румянцева «ходатайствовать от монарших щедрот кадию Табасаранскому, получающему по 1500 руб. в год жалованья, золотую саблю», который, «хотя по старости лет своих и болезни сам при войске не мог быть, но прислал с войском двух достойных сыновей своих, отличившихся себе усердием».
Абдулла-бек Ерсинский не стал придерживаться пророссийской ориентации даже после поражения дербентского Ших-Али-хана, отстаивавшего свою независимость от России. Он продолжал поддерживать тайные связи с Ираном и Турцией. Как сообщал генерал Хатунцев в своем рапорте, Абдулла-бек Ерсинский «со всею своею деревнею скрылся в лесах» и не явился на сбор владетелей Табасарана и Кайтага, созванный Хатунцевым в табасаранском селении Ерси для урегулирования их отношений с российскими властями. Тем самым он показал свое отрицательное отношение к предпринимавшимся царским генералом в Южном Дагестане мерам по упрочнению позиций России в этом регионе.
Тем не менее, генерал Хатунцев окончательно пресек все враждебные действия дагестанцев и сумел успокоить их прежде, чем Аббас-Мирза подошел к российским границам. После нанесения русскими войсками ряда поражений Ирану, шах вынужден был начать переговоры о мире. Осенью 1813г. в местечке Гюлистан был подписан мирный договор между Россией и Ираном. Чуть раньше, в 1812г. завершилась русско-турецкая война и был подписан Бухарестский мирный договор.
Согласно Гюлистанскому мирному договору, Иран признавал присоединенными к России Карабахское, Гянджинское и Бакинское ханства Азербайджана, весь Дагестан, Грузию, Имеретию, Гурию, Мингрелию, Абхазию, все владения и земли, находящиеся между Кавказской линией и новой границей между Ираном и Россией.
Дагестанские народы, добровольно желавшие принятия их в подданство России и не раз официально просившие об этом могли быть довольны тем, что Гюлистанский договор завершил их окончательное присоединение к России.
Следует отметить, что и после этого Ших-Али-хан неоднократно пытался привлечь табасаран против России и это ему удавалось. Так, в рапорте генерал-майора Хатунцева к генералу Ртишеву от 25 июля 1815г. есть сообщение об обращении к Ртишеву, бывшему в Дербенте, Мехти-шамхала Тарковского с извещением о подготовке антироссийского возмущения во всем Дагестане. Тарковский Мехти-шамхал писал Хатунцеву, что «Абдулла-бек, будучи ближний родственник изменнику Ших-Али, получает от него разные подложные фирманы и, разглашая оные в Табасаране, приводит народ в сильное волнение... Мирза-кадий есть явный изменник и также из числа родственников Ших-Али, от чего и не может быть никогда к нам преданным. А потому полагаю удалить его навсегда из здешнего края в Астрахань или куда-либо в другое место; правление же Табасаранью я предписал до назначения настоящего кадия поручить надежнейшему из почетных тамошних беков, а изменника Абдулла-бека стараться захватить или же по крайней мере оттуда выгнать».
В последующем отношения Абдулла-бека Ерсинского с российскими властями на Кавказе все обострялись и привели к кровопролитному сражению. Об этом генерал-майор князь Мадатов в рапорте генерал-лейтенанту Вельяминову от 15 августа 1819 г. из лагеря при селении Хучни писал следующее: «Покорив присягою на верность подданства России три магала верхней Табасаранской части, взяв конницу Аслан-хана Кюринского и часть табасаранов совершил поход с 500 человек пехоты, 3-мя орудиями и 150 казаками к деревне Хучни, в которой находился изменник Абдулла-бек Ерсинский. Стремительно атаковав конницею деревню Хучни, в которую были собраны все жители с нижних деревень... В одном из сражений тяжело ранив Абдулла-бека, прогнал из Табасарана в Акушу... Покорил присягою все остальные 6 магалов Табасарана на верность подданства» России.
После всего этого, Хатунцев поручил управление Табасараном зятю шамхала Тарковского Абдур-Реззак-беку, который был назначен табасаранским кадием и взял клятвенное обещание старшин, кетхудов, улемов и вообще всех жителей Табасарана, подвластных майсуму и кадию служить царю и быть ему верными. После 1823г. управление Табасараном было вновь поручено бекам майсумского и кадийского происхождения.
Абдулла-бек Ерсинский, в ночь с 27 на 28 апреля 1826г. был подорван в своем доме. При этом погибли «сам Абдулла-бек, две жены его, две дочери, сын Али-бек и восемь душ обоего пола хозяев дома...». Окончательное присоединение Табасарана к России, как и всего Дагестана в целом, завершилось подписанием Гюлистанского мирного договора 1813 г.


Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 18.01.15 23:06. Post subject: Политическое положен..


Политическое положение Табасарана во второй половине XVIIIв.
Во второй половине XVIIIв. Табасаран оказался втянутым в политические события, связанные с деятельностью Фатали-хана Дербентско-Кубинского. Дело в том, что в начале 60-х годов XVIIIв. Фатали-хан с целью расширения своих владений, захватив несколько провинций Дербентского ханства, в 1765г. «согласясь с лезгинами, шамхалом Муртазалием, уцмием Амир-Гамзой и кадием Табасарана» решил подчинить своей власти Дербент.
К осаде города кубинский хан приступил в заранее установленное время. Союзным войскам городское население открыло ворота города, после чего был ограблен ханский дом и все имения правителя Дербента Магомет-Гусейн-хана, а все его имущество было разделено между союзниками. Кроме этого, уцмий, кадий и шамхал за услуги свои получили доходы с некоторых деревень Кубинского и Дербентского ханств, а именно, шамхал с 6 деревень, уцмий одну деревню Малакалыль в Дербентском ханстве, кадий денежное вознаграждение, которыми «пользовались они еще в 1796 году».
В итоге Дербентское ханство было присоединено к Кубинскому. В 1774г., разбив войска шемахинского хана Агаса и его союзника Мерсель-хана, Фатали-хан захватил Шемаху, при этом во время переговоров был предательски убит Мерсель-хан аварский.
Политика Фатали-хана, направленная на расширение и укрепление своей власти вопреки интересам дагестанских владетелей и предательское убийство им аварского хана встревожило их и привело к созданию антикубинской коалиции. В его состав вошли кайтагский уцмий Амир-Гамза, казикумухский Магомед-хан, аварские Нуцал-хан и Умма-хан, табасаранский Рустем-кадий и казанишенский правитель Тишсиз-Бамат.
Это обстоятельство привело к межфеодальной борьбе в Табасаране. Шейх-Али-бек, подкупленный Фатали-ханом, убил майсума Муртазали и стал правителем Южного Табасарана. Однако очень вскоре он вынужден был бежать к Фатали-хану и искать его покровительства. С помощью кадия Табасарана и уцмия правителем майсумства стал сын убитого Муртазали — Навруз-бек. В виду того, что последний был немым, опекуном ему была назначена его мать Ханум-бике Карахан-бек-кызы, которая с достоинством исполняла обязанности майсума. За помощь, оказанную кадием, ему было отдано управление над магалом Ярей, что входило в состав владений майсумства Табасарана.
Табасаранские кадий и майсум, Магомед-хан Казикумухский, кайтагский уцмий Амир-Гамза стянули свои войска к берегам реки Самур, чтобы напасть на Кубу — резиденцию Фатали-хана. Собрав войско Фатали-хан выступил им навстречу. В 1774г. в Кубинском уезде в местности Гавдушан сошлись два отряда, где и произошло кровопролитное сражение. «Счастье, — писал А.-К.Бакиханов, — клонилось сначала в сторону Фет-Али-хана, но Али-бек, храбрый сын усмия, так быстро ударил по центру неприятельских войск, что победа присоединилась к его мужеству. С обоих сторон потеря была чувствительная, Магоммед-Тишсиз Эльдар-бек казикумухский и Шейх-Али-бек майсум легли на поле битвы; пораженный Фет-Али-хан удалился в Сальян», бросив Кубу, которой овладев Магомед-хан Казикумухский «начал там осуществлять ханскую власть».
Убедившись в том, что собственными силами невозможно вернуть утраченные позиции, кубинский Фатали-хан, находясь в Сальяне, отправил к русской императрице Екатерине II наиба Дербента Мирзу-бека Баята с просьбой о помощи. После этого сам Фатали-хан тайно через Шабран и Мушкур пробрался в Дербент, куда «стали стекаться к нему приверженцы его».
В январе 1775г. к правительству России с просьбой оказать помощь хану Дербентско-Кубинскому обратился шамхал Тарковский. Он писал, «чтоб от России подали помощь, (для победы) над злодеем оным (уцмием Амир-Гамзой)». Более того, он в своих письмах заверял о готовности для «искоренения злодеев (уцмия Амир-Гамзы) ... совокупиться с Российской армией ...».
Российское правительство в свою очередь, получая донесения от русских консулов в Азербайджане, кизлярского коменданта и астраханского губернатора, внимательно следило за событиями, происходившими на Кавказе. Поражение хана Кубы, одного из самых последовательных сторонников русской ориентации на Кавказе, безусловно, не отвечало планам внешней политики России. И если, как видно в дальнейшем, правительство Екатерины II стремилось не допускать чрезмерного усиления правителя Дербентско-Кубинского, то не в меньшей степени оно было заинтересовано в том, чтобы не допустить торжества противников Фатали-хана, в лагере которых было немало феодалов-приверженцев Турции и Персии.
Доставка письма правителя Кубы и получение ответа Екатерины II в условиях того времени требовали длительного ожидания. Поэтому царское командование на Кавказе решило до получения указаний правительства оказать Кубинскому ханству возможную дипломатическую поддержку. Командование царскими войсками потребовало от феодальных владетелей Дагестана, входивших в антикубинскую коалицию, прекратить вооруженные действия против Фатали-хана.
Весной 1775г. отряд русских войск во главе с майором Криднером совместно с Фатали-ханом направился в Кайтаг и Табасаран, а остальные войска под предводительством генерала де-Медема с отрядом шамхала пошли в другие районы Южного Дагестана. Войска майора Криднера, состоявшие из 1411 солдат и офицеров с 6-ю артиллерийскими орудиями, разбив уцмия и его союзника казикумухского Магомет-хана, вступили в Табасаран по дороге, «идущей через кадиеву деревню Зиль к деревне Ерси». Табасараны уклонились от боя и укрылись «в крепкие места гор». Криднер, не рассчитав своих сил, зашел слишком далеко в глубь Табасарана с недостаточным числом войск, потерял в стычках с табасаранами «штандарт, знамя и барабан». Не был поддержан Криднер и кадием Табасарана и ему пришлось возвратиться в Дербент, а потерянные им регали царского отряда были выкуплены де-Медемом за 170 рублей. Как отмечал А.-К.Бакиханов, табасараны, «надеясь на свое крепкое местоположение, вздумали защищаться, но после кратковременного сопротивления были рассеяны и явились с покорностью к Фет-Али-хану».


Спасибо: 0 
Replys - 300 , page: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 All [new only]
Тему читают:
- user online
- user offline
All times are GMT  3 Hours. Hits today: 30
You can: smiles yes, images yes, types yes, poll no
avatars yes, links on, premoderation off, edit new post no