On-line: guests 0. In total there are: 0 [information..]
AuthorTopic
ИИР



link post  Posted: 18.04.12 06:27. Post subject: ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА


ПРЕДИСЛОВИЕ
Табасаранский народ вместе с дагестанскими народами волею судеб, оказавшись на исто-рической тропе «великого переселения народов», на исторической арене «великого пере-дела мира», на древней земле, где встретились в ранней юности три мировые религии; иу-даизм, христианство и ислам, более 2000 лет боролись за свободу, независимость и за свое существование.
Естественное стремление табасаранского народа к свободе и независимости отразилось в древних исторических источниках, в народном творчестве в виде преданий, легенд и притч о героических защитниках земли предков.
Такая палитра несказочной прозы более двухтысячелетней духовной истории Табасарана была следствием господства в «Стране хребтов» сначала язычества, затем зороастризма, иудаизма, христианства и, наконец, ислама.
Автором сделана попытка по древним историческим источникам воссоздать хронологию событий исторического развития табасаранского народа с древнейших времен до наших дней. Краткий курс по Истории Табасарана является не завершенной. Молодому поколе-нию есть о чем думать.
«Каждый народ, — как писал академик Б. Рыбаков — должен знать свою историю и уметь соотнести ее с историей других народов. Ведь у каждого из них свое прошлое, своя куль-тура, свой язык». В настоящее время поворот к изучению исторического прошлого вызвал огромный интерес к культурному наследию всех народов. Освободившись от многих догм духовной несвободы, идеологизации жизни, общество приходит к признанию приоритета общечеловеческих ценностей.
Выражаю особую и искреннюю благодарность Ильясову Солтансаиду Яндархановичу, кумыку по национальности, инженеру-электрику по специальности, знатоку истории та-басаранского народа, который открыл мне глаза в мир исторического развития моего ма-ленького народа с древнейших времен до наших дней и благодаря которому написана эта великая история моего маленького народа.


Спасибо: 0 
Replys - 300 , page: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 All [new only]


Миклухо



link post  Posted: 04.10.12 10:28. Post subject: Дишри гъапиш, накьри..


Дишри гъапиш, накьрис Джуфдагъдин жара ц1урар ва кьюб к1ак алувра аьгъдаяс.
Как известно, в этногенезе(в формировании) табасаранского народа участвовало 3 древних народа: собственно таваспары, каспы и гелы и вполне возможно, что название второй вершины горы Джуфдагъ - "К1елдин к1ак1"(Вершина гелов) названа в честь народа в пределах которых расположено эта самая высокая вершина табасаранской земли.

Спасибо: 0 
Миклухо



link post  Posted: 04.10.12 10:28. Post subject: Дишри гъапиш, накьри..


Дишри гъапиш, накьрис Джуфдагъдин жара ц1урар ва кьюб к1ак алувра аьгъдаяс.
Как известно, в этногенезе(в формировании) табасаранского народа участвовало 3 древних народа: собственно таваспары, каспы и гелы и вполне возможно, что название второй вершины горы Джуфдагъ - "К1елдин к1ак1"(Вершина гелов) названа в честь народа в пределах которых расположено эта самая высокая вершина табасаранской земли.

Спасибо: 0 
Миклухо



link post  Posted: 04.10.12 10:30. Post subject: Дишри гъапиш, накьри..


Дишри гъапиш, накьрис Джуфдагъдин жара ц1урар ва кьюб к1ак алувра аьгъдаяс.
Как известно, в этногенезе(в формировании) табасаранского народа участвовало 3 древних народа: собственно таваспары, каспы и гелы и вполне возможно, что название второй вершины горы Джуфдагъ - "К1елдин к1ак1"(Вершина гелов) названа в честь народа в пределах которых расположено эта самая высокая вершина табасаранской земли.

Спасибо: 0 
Миклухо



link post  Posted: 04.10.12 10:43. Post subject: Являясь самым сильн..


Являясь самым сильным и могущественным народом, таваспары полностью ассимилировали близкородственных гелов и каспиан.

Спасибо: 0 
иир



link post  Posted: 04.10.12 10:49. Post subject: Ваъ йиз гьюрматлу ву..


Ваъ йиз гьюрматлу вуйи ватанагьли. Уву китаб до конца гъурхундара. Сивариъ айидиз сильвир к1ури гъахьну, галариъ айидиз гелар к1ури гъахьну. галариъ айидар гьаз гъина адагьну гъапиш. К1урзавуз Сасанидари, аьрабари Арран гъибисиган сильвар (сивар) асина дагъжиз ктучьвну. китаб сабанса урх. Урарту к1уру йишвра ихь халкьдинуб. Реу, шабран. Кавказская Албания 3-4 веков ихь халкьдинб ву. Но основные события которые описаны в книге эти события 5-6 веков-попытка создания кавказской Албании после прихода сасанидов к власти. Да я понимаю тяжело читать книгу, материал очень большой и моя задача была попытаться восстановить этапы развития табасаранского народа. Никакие 3 народа не участвовали был и есть 1 народ. только каждый из великих людей описывал название табасаран по своему. китаб сабанса урх. Я признаюсь есть недостатки, есть ошибки, но я в курсе всего этого. Оставляю поле деятельности молодым

Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 04.10.12 10:52. Post subject: Спасибо Вам мои доро..


Спасибо Вам мои дорогие читатели. Я не участвую в дискусиях. Всех Вам благ.

Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 09.10.12 13:37. Post subject: для полного пояснения


Думал стоит написать или нет. В подтверждении выше сказанному думаю стоит. Вот она эта великая тайна всех времен и народов. Гора Джуфудаг и само табасаранское название горы Т1ит1ивжин к1ак1. Достаточно в слове Т1ит1 заменить букву "И" на "у"-место интимных встреч и порыва страстей амозонок с сильвами (скотоводами из селения Кондик). Но эта уже другая история.

Спасибо: 0 
ИИР



link post  Posted: 15.10.12 10:03. Post subject: Вот что пишут азерба..


Вот что пишут азербайджанские ученые: Корни азербайджанского языка восходят к древнейшим тюркским этническим общностям — в конечном итоге, к языкам албанов и атропатенцев Атропатены. Иными словами, — это сформировавшийся к концу I тысячелетия н. э. язык, который на севере арабские географы называют «аранский язык», а также язык, элементы которого на юге отражены в творчестве Гатрана Тебризи и которые слились с языком сельджукско-огузских племён.
Да вы правы господа ученые. Историю Огузов-сельджуков не будем обсуждать. Достаточно посмотреть топонимы древнейших названий местностей Азербайджана: Шах даг, Базар дюзю, Баку и т. д. Или лингвистам сравнить словарный состав азербайджанского языка со словарным составом табасаранского языка сразу понятно станет к каким этническим общностям в конечном итоге восходит азербайджанский язык.
Для объективности и из-за уважения к маленьким народам удин, хиналугцам, крызцам, и будугцам я должен сообщить следующее: Они являются потомками кавказских албан-табасаран, которые оказались в пекле великих потрясений на Кавказе и которые по каким –то причинам во время этих великих потрясений не могли покинуть эти территории и были ассимилированы кто в армян, кто в азербайджанцев. Достаточно проверить словарный состав этих народов - 35-50% слова табасаранского языка.


Спасибо: 0 
ИИР



link post  Posted: 18.10.12 10:23. Post subject: Маленькие советы начинающим историкам.


1. В этно-историческом аспекте Албания после IV века не был полностью идентичен к ан-тичной Кавказской Албании.
При рассмотрении античной Кавказской Албании вы должны ссылаться на следующих авторов:
Страбо́н (греч. Στράβων; ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э.) — греческий историк и гео-граф. Автор «Истории» (не сохранилась) и сохранившейся почти полностью «Географии» в 17 книгах, которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира.
Пли́ний Старший — под этим именем известен Гай Плиний Секунд (лат. Gaius Plinius Secundus; 23, Комум — 25 августа 79, Стабии) — римский писатель-эрудит, автор «Есте-ственной истории». Старшим он называется в отличие от своего племянника, Плиния Младшего.
Плута́рх из Хероне́и (др.-греч. Πλούταρχος) (ок. 45 — ок. 127) — древнегреческий фило-соф, биограф, моралист
Кла́вдий Птолеме́й (Κλαύδιος Πτολεμαῖος, лат. Ptolemaeus), реже Птоломе́й (Πτολομαῖος, Ptolomaeus) (ок. 87—ок.165) — древнегреческий астроном, астролог, математик, оптик, теоретик музыки и географ. В период с 127 по 151 год жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Автор классической античной монографии «Альмагест».
Ди́он Ка́ссий Кокцеа́н (греч. Δίων Κάσσιος, лат. Lucius Claudius Cassius Dio Cocceianus; 155 — 235 гг.) — римский консул и историк греческого происхождения, автор часто ци-тируемой «Римской истории» («Роμαικη», лат. «Historia Romana») в 80 книгах, охваты-вающих историю от основания города до времён Александра Севера.
Аппиа́н Александрийский (др.-греч. Ἀππιανός Ἀλεξανδρεύς — Аппиано́с Александре́ус) — (ок. 95 г. н. э. — после 170 г.) — древнеримский историк греческого происхождения, писавший по-гречески.
Сте́фан Византи́йский (др.-греч. Στέφᾰνος ὁ Βυζάντιος; 527—565), философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма; грамматик.
Менандр Византийский:
2. А при рассмотрении Албании после IV века вы должны ссылаться на Мовсе́са Каган-катваци́:
Мовсе́с Каганкатваци́, Моисе́й Каланкату́йский (VII или X вв.) автор или редактор «Ис-тории страны Алуанк» — компилятивного, скорее всего, сочинения, приписываемого ему или Мовсесу Дасхуранци и посвященного истории Кавказской Албании.
Из сообщения самого Мовсеса Каганкатваци известно, что он был уроженцем области Утик, села Каланкатуйк, от названия которого и происходит его имя. По происхождению он был либо давно христианизированным и арменизированным утийцем (албаном), пи-савшим на грабаре, либо армянином, так как в этот период бо́льшая часть Утика была уже арменизована.
3. А для полного усвоения этой темы вы должны ссылаться на современных авторов. Ис-тина, говорят, рождается в споре. Не зная этого они все равно же пишут Историю таба-саранского народа.
4. А, что касается идентичности населенных пунктов античной Кавказской Албании и Ал-бании после IV века скажу следующее: При великих потрясений на Кавказе (при оккупа-ции Кавказской Албании варварскими державами народы вынуждены были переселиться в другие места и за одно сохранили названия населенных пунктов.


Спасибо: 0 
ИИР



link post  Posted: 22.10.12 11:42. Post subject: Маленькие тайны великих «изобретений»


Маленькие тайны великих «изобретений»
Армянский историк А. Ш. Мнацаканян, со своей стороны, утверждал, что территория между Араксом и Курой (Охватывала территории современного Нагорного Карабаха и прилегающие к нему территорий). всегда была заселена этническими армянами. По мнению А. Ш. Мнацаканяна, территории к югу от Куры, между озером Севан и Араксом, принадлежали армянам с ранних времён формирования армянского этноса, с VII в. до н. э. Эти территории, которые позднее (в 387 г. н. э.) были присоединены к Кавказской Албании, Мнацаканян именует «Новой Албанией», в отличие от остальной территории Албании к северу от Куры, и утверждает, что «Новая Албания» была армянским регионом во всех аспектах. Позиция Мнацаканяна была критически встречена международным научным сообществом, которое сочло её политически мотивированным историческим ревизионизмом.
Азербайджанские учёные (З. Буниатов; вслед за ним И. Алиев и др.) выдвинули теорию, согласно которой сообщения античных авторов «неточны» и Арцах не постоянно входил в состав Армении, но переходил из рук в руки между Арменией и Кавказской Албанией или даже постоянно входил в состав Албании. Противники этой теории считают её частью кампании по фальсификации истории, проводившейся, по их словам, в Азербайджане ещё с советских времён.
Когда и как произошла арменизация края, в точности неизвестно. А. П. Новосельцев отмечает, что часть населения всего правобережья Куры была арменизована ещё в период политической гегемонии Армении, то есть до конца IV века. Уже Страбон утверждает, что все области Армении «говорят на одном языке», но это не обязательно означает, что армянский язык был домашним языком для всего населения царства, а только то, что он был общим языком, lingua franca или даже койнэ (как русский в нынешней России). Но во всяком случае к началу Средневековья арцахцы говорили не просто по-армянски, но и на своём собственном диалекте, что отмечает около 700 г. поэт и грамматик Степанос Сюнеци.

Антропологические исследования показывают, что нынешние карабахские армяне являются прямыми физическими потомками автохтонного населения области. Так, по строению зубной системы они оказались очень близки к своим кавказским соседям. В древности территория Арцаха (Карабаха) была населена кавказскими автохтонными племенами.
До присоединения к армянскому государству во II в. до н. э., соседних с ним областей, на территории правобережья Куры обитали племена — утии и гаргары-албаны.
Да. В античной Кавказской Албании обитали племена утии и гаргары-албаны. И территория между Араксом и Курой входила в состав античной Кавказской Албании.
И название «Карабах» является словом табасаранского языка. Кара (К1ару)-черный, Баг (багъ)-сад т.е. Черный сад.


Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 22.10.12 11:50. Post subject: В записях Рамазана а..


В записях Рамазана ал-Куштили, — пишет проф. Шихсаидов, — событие это зафиксировано более подробно с указанием борьбы не только жителей Дербента, но и Табасарана: "Вот пришел шах Исмаил на крепость Баб ал-абваб, воевал против на около десяти дней, и подчинились (наконец жители этой крепости. Затем шах Исмаил назначил в городе эмиром Мансура. Затем (часть) его войска сражалась против селений Табасарана; отряд за отрядом, день за днем и (наконец) победил он жителей этих селений и пребывал он в областях (прилегающих) Баб ал-абваб около десяти дней или месяца. Затем вернулся он в области Тавриз в девятьсот пятнадцатом году хиджры" (1509 — 1510 гг.).
Первые столкновения иранских войск с горцами относятся к 1607—1608 годам, когда шахский наместник в Ширване решил захватить для Ирана принадлежавшую Табасарану территорию в Шабране. Разумеется, табасаранский князь попытался пресечь захватническую акцию, однако о стоило жизни многим из его людей. Следующее столкновение шахских войск с табасаранами происходило в 1610 — 1611 годах, а несправедливые претензии Ирана на участок свободной табасаранской территории показались всем дагестанцам до такой степени возмутительными, что они взялись за оружие. Столкновение в Табасаране совпало с моментом, когда шах, нанеся ряд поражений Османской империи, принял решение вплотную приступить к завоеванию Дагестана.


Спасибо: 0 
Исаев И. Р.



link post  Posted: 24.10.12 07:46. Post subject: Маленькая сылка к &#..


Маленькая сылка к "Маленькие тайны великих «изобретений»":
Томас де Ваал. Черный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной. Глава 5. Ереван. Тайны Востока.

Спасибо: 0 
ИИР



link post  Posted: 31.10.12 11:12. Post subject: Немного о Википедии


Немного о Википедии
В википедии, для вводимой в статьи информации нужны авторитетные источники, в которых все это прямо подтверждается. Тогда как вы делаете слишком много домыслов, трактуя события и ситуацию по-своему, тут это называется ВП:ОРИССом. Если для вас какие-то конкретно положения в статье непонятны, то можете подробно это обсудить на странице обсуждения. А в силу особенностей нашего общества, тема многими считается важной. Ведь замалчивать тему куда вреднее и подозрительнее, чем нейтрально и корректно о ней упомянуть.
Совершенно верно, однако "нейтрально и корректно" - мало, это будет от себятина, ведь по принципам Вики даже на сам факт резонанса нужны хорошие, атомные источники, а есть ли они? versii.org? Не хочу ходить по кругу. "ходят слухи что..." так о ныне здравствующих в вики не пишут, разве что случиться нечто экстраординарное. Задумаешься об умственных способностях Коротышек и Приспособленцев... Благодарю всех за понимание и поддержку. Я ни коим образом не сторонник излишней жёсткости в правилах написания статей, но нужно отличать свободу информации от примитивного самопиара вандального толка.
А есть ли у Вас авторитетный источник, который сможет опровергнуть уже приведённую в статье информацию?
Читаем: Название Карабах этимологически происходит от тюркского «кара» — чёрный, и персидского «бах» — сад. В этом ряду и маркирование Южной Осетии как Шида Картли (внутренняя Картли) или Самачабло (земля грузинских князей Мачабели), идея о картвельском происхождении племен апсилов и абазгов, тезис об интенсивной "арменизации" Карабаха с помощью Российской империи со второй четверти XIX столетия, педалирование тюркского происхождения самого топонима "Карабах" ("черный сад").
АИ. Непризнанные государства Кавказа: истоки проблемы. Сергей Маркедонов
Карабах – это название выводят из тюркского слов со значением «чёрный сад»: в старину на территории Карабаха выращивали чёрный виноград; однако этимология эта, по-видимому, ложна, но более надёжной нет (табасаранский: К1ару-черный, бах-багъ т.е. Черный сад. прим. автора).
АИ. Топонимы Востока
Нашествие сельджуков сопровождалось страшными опустошениями и разрушением многих закавказских городов. Оно имело огромные последствия для исторических судеб Закавказья. Впервые сюда пришла большая волна тюркского населения. Отдельные группы тюрок проникали в регион и прежде, преимущественно с севера (хазары, булгары и т.д.), но они не изменили этнический состав населения закавказских стран. Иное дело сельджуки. Их племена прежде всего обосновались на превосходных пастбищах Южного Азербайджана (собственно Азербайджана) и Мугани, а затем Арана. Предгорная часть Арана особенно интенсивно заселилась тюркскими кочевниками на протяжении XII-XV вв., и постепенно древнее название Аран заменилось на Карабах (тюркско-иранское Черный сад). В то же время горные районы усиленно сопротивлялись тюркизации и стали прибежищем христианского населения, к тому времени арменизированного (древнее название Арран и по сей день сохранилось. Табасаране и по сегодняшный день прибрежную часть Каспийского моря называют-Арран. прим. автора).
АИ. Глава V Между монголами и португальцами (Азия и Северная Африка в XIV—XV вв.). Закавказье в XI—XV вв. Проникновение тюрок в Восточное Закавказье постепенно привело к тюркизации значительной части местного населения, что положило именно в XI—XIII вв. начало формированию тюркоязычной азербайджанской народности. Лев Гумилев
Арарат – эту гору в Турции, у границы с Арменией армяне называют Масис – «великий»; турки Агри-дат – «кривая гора», иранцы Кухи-Нух – «Гора Ноя» (к Арарату привязывают легенду о всемирном потопе). Вероятно, название Арарат связано с именем древнего народа и государства Урарту (IX-VI века до н.э.) В объяснение названия Арарат сложилась легенда: армянский царь Ара Прекрасный отверг любовь вавилонской царицы Шамирам (Семирамиды) и потерпел поражение от её войск у подножья этой горы. Ненадёжна новейшая этимология, предложенная французским специалистом в 1960 году: Арарат – от шумерского Нur-аr-at – «славный отец гор» или «светлый отец гор» (Арарат слово табасаранского языка и означает арайин айит1-внутри гор. прим. автора).
АИ. Топонимы Востока
Кавказ – римский писатель начала I века Плиний Старший связывал название этого горного хребта и перешейка между Чёрным и Каспийским морями со скифским словом со значением «белоснежный». Некоторые специалисты считают, что топоним «Кавказ» – иранского происхождения и имеет значение «льдисто-блистающий» (Кав-гъваъ-крыша, каз-кас т.е. человек на крыше. прим. автора).
АИ. Топонимы Востока
Дагестан – название возникло в XVIII веке из тюркского слова даг – «гора» и иранского стан – «страна» (слово табасаранского происхождения дагъ-гора, стан-страна. прим. автора).
АИ. Топонимы Востока
Баку – широко распространено объяснение названия этого города из арабского через персидские языки со значением «обдуваемый ветром» (в произвольном переводе «город ветров»). Учёные оспаривают такое объяснение. Среди других этимологий: иранские абад – «город» и ку – «огонь» (в связи с выбивавшимися из земли горючими газами и возникавшими с этим храмами огнепоклонников), но такая версия тоже не получила научного подтверждения (см. История Табасарана. прим. автора).
АИ. Топонимы Востока
Хиналугский язык испытывает сильное влияние азербайджанского языка. Лексические азербайджанизмы пронизывают практически все лексико-тематические группы (ср. названия частей тела: агъзы ‘рот’, дирсаьг ‘локоть’, коксу ‘грудь’, чигин ‘плечо’ и др.) Через азербайджанское посредство проникли и арабско-персидские лексические единицы (дарс ‘урок’, душман ‘враг’, маьсаьлаь ‘задача’, махӀсул ‘урожай’, гомуш ‘буйволица’ и др.), равно как и заимствования из русского языка, относящиеся в основном к советскому периоду (дарс ‘урок’, душман ‘враг’, маьсаьлаь ‘задача’, махӀсул ‘урожай’, гомуш ‘буйволица’- эти все слова табасаранского происхождения. Если не знаете историю народа, зачем про них писать. прим. автора). АИ. Алексеев М. Е. Хиналугский язык // Языки мира: Кавказские языки. — М.: Academia, 2001. — С. 460
С чего это всякие слухи и сплетни записывать в Википедию??? По сути, блог какого-то националиста. Нельзя добавлять информацию ни о каких слухах, так как это энциклопедия, а не «жёлтая» газета.
Блоги не являются АИ. А в первом лишь утверждается, что есть «недалёкие» люди, которые об этом всерьёз рассуждают.


Спасибо: 0 
ИИР



link post  Posted: 31.10.12 12:47. Post subject: Единицы измерения у табасаран.


Единицы измерения у табасаран.
Для измерения жидких тел (масло, мёд и др.) применялась "гирванка"--мера, составляющая 400 граммов жидкости.
Самым малым разновесом являлась "гьац1 гирванка" (0,5 гирванка), далее ---"кьюб гирванка"---800г, "черек", состоящий из пяти гирванка, а "гьац1 черек"--половина черека.
Для измерения сыпучих тел применялись "вагъя" (1кг),
"сеъ"---мера составляющая 2,5 кг.
Четыре сеъ составляли один "гьашв"---10 кг,
6 "сеъ" ---1 "такъач" (такъа),
8 "сеъ"---1 швтушв,
2 такъач составляли один ребе,
24 сеъ составляли 1 "къапан"(самая большая мера ),т.е. 60 кг.
Мерами длины служили части тела человека: палец, локоть, ступня, шаг, плечо и другие.
Расстояние между указательным и большими пальцами руки принято было называть "черек",а расстояние между большим пальцем и мизинцем называлась "ч1иб".
Два ч1иба составляли "саб къари" ( 05 м.).
Длина локтя (расстояние по прямой от локтевого сочленения до конца вытянутого среднего пальца мужчины среднего роста)
считалось также равной 50 см.
Существовало ещё мера кулаком. Так, например, пять сжатых кулаков и два пальца составляли 0,5 м.
Ширина 4 пальцев называлась "гагь".
Расстояние мерилось шагом "ч1ак1ул". Длина ч1ак1ул в среднем равнялась 60-70 см.
Существовала ещё одна мера " аршин" (1,5м.)
Кроме того расстояние мерилось и длиной пройденного в определённое время пути.
Пахотную землю измеряли количеством мерок засеваемого зерна или же временем, затраченным на посев,а мерами для сена служили охапки.
Шесть охапок составляли сани.


Спасибо: 0 
ИИР



link post  Posted: 07.11.12 12:05. Post subject: Ясное изложение событий в Табаристане


Ясное изложение событий в Табаристане
отвечаю тем, кто утверждает, что Табаристан - провинция Персии и проживали там персы.
Верховным жрецом у Ардашира, к счастью, оказался человек, прекрасно соответствовавший ему и по способностям, и по предприимчивости. Его звали Тансар (Тан-сар?), или Тосар (пехлевийское письмо допускает двоякое прочтение).
Тансару в качестве сторонника Ардашира предстояло выполнить трудную задачу. Ведь если Аршакиды, захватывая власть, претендовали на роль борцов за веру против неверных Селевкидов, то Сасанидам следовало оправдать свержение своих единоверцев. Мы можем проследить, как они пытались достичь своих целей, по дошедшему до нас (в различных редакциях и переводах) письму, написанному самим Тансаром Гушнаспу – правителю, правившему горным княжеством Табаристан на севере Ирана. Эту область было трудно покорить силой (все малые народы Персии искали убежище в Табаристане), и Тансар от имени Ардашира написал Гушнаспу письмо, чтобы убедить его добровольно подчиниться новой власти. Дошедшее до нас письмо является ответом на одно из писем Гушнаспа. В нем Тансар отвечает на многочисленные, полные сомнений вопросы и опровергает одно за другим критические замечания, высказанные северным правителем. В религиозной сфере Гушнасп, как кажется, обвинил Ардашира “в отречении от традиций, которое, может быть, и верно с мирской точки зрения, но не хорошо для дела веры” (Тансар-наме, 36). На это обвинение Тансар выдвигает двойное возражение. Во-первых, пишет он, не все старые порядки хороши, а поскольку Ардашир “более щедро наделен добродетелями, чем прежние правители... то его обычаи лучше старых”. Во-вторых, утверждает он, вера пришла в такой упадок после разрушений, учиненных Александром, что при Аршакидах уже нельзя было точно знать старые “законы и обряды”, а потому вера “должна быть восстановлена человеком правдивым и здравомыслящим... потому что до тех пор, пока вера не истолковывается разумно, она не имеет прочной основы”. Ардашир притязал, таким образом, на получение полного права делать такие изменения, какие ему заблагорассудится, и изменения эти одинаково одобрялись Тансаром, невзирая на то, были ли это нововведения или же восстановление старых порядков.
То, что притязаниям Ардашира отважно противились некоторые его единоверцы, видно из протестов Гушнаспа против “излишних кровопролитий, которые совершаются по приказу Ардашира среди тех, кто выступает против его решений и указов” (Тансар-наме, 39). На это Тансар отвечал, что люди стали нечестивыми, а поэтому их самих следует обвинять в казнях и убийствах, а не Царя царей. “Кровопролития среди людей такого рода, даже кажущиеся чрезмерными, мы считаем жизненно важными и здравыми, живительными, подобно дождю для земли... потому что в будущем основы государства и религии будут этим всесторонне укреплены...” (Тансар-наме 40).
Остается, однако, неясным, какие именно религиозные мероприятия Ардашир, по признанию Тансара, проводил в жизнь путем кровопролитий. Существует несколько источников по истории ранних Сасанидов, и можно найти в них разные меры, которыми Ардашир и персидские жрецы могли бы ущемить и рассердить своих зороастрийских единоверцев. Так, вместо прежнего братства местных общин была создана единая зороастрийская церковь под прямым и авторитарным управлением Персии; это сопровождалось установлением единого канона авестийских текстов, одобренных и утвержденных самим Тансаром. Это событие описывается в пехлевийском сочинении Динкард следующим образом: “Его Величество Царь царей Ардашир, сын Папака, следуя Тансару как своему религиозному руководителю, повелел, чтобы все разрозненные учения [то есть те, сохранить которые приказал еще Аршакид Валахш] были доставлены ко двору. Taнcap встал во главе и выбрал те, которые были достоверными, а остальные исключил из канона. Он издал такой указ: впредь верны только те сочинения, которые основываются на религии поклонения Мазде, потому что отныне нет недостатка в точном знании относительно их” (Динкард 412, 11—117; Zaehner, 1955, с. 8). В другом месте в том же сочинении предсказывается, что не будет мира в иранских землях до тех пор, “пока не признают его, Тансара, духовного вождя, красноречивого, правдивого, справедливого. А когда они признают и подчинятся Тансару... эти земли, если они пожелают, обретут спасение вместо отхода от зороастрийской веры” (Динкард 652, 9—17).
В городах Табаристана (где Гушнасп оказывал сопротивление Ардаширу в том числе и Табасаран) местная династия сохраняла старую религию до середины IX в., когда князь Мазьяр поднял восстание в отчаянной попытке возвратить прежние порядки. Восстание подавили, а в 854 г. другой правитель Табаристана подчинился наконец требованиям халифа «разорвать зороастрийский пояс и принять ислам» (Ибн Исфандияр, с. 157).
Сасаниды приняли решительные меры для введения персидского языка в качестве единственного официального в Иране и совсем запретили использование в письменности парфянского. У Ахеменидов не было необходимости предпринимать такой шаг, поскольку в письме повсеместно использовался арамейский язык. Что касается Аршакидов, то аналогичное введение парфянского языка было бы не в характере их правления.
Ардашир объявляет персидский язык государственным языком Ирана.
В своей надписи Нарсе называет среди сторонников и парфянских, и персидских вельмож, демонстрируя этим сближение между двумя народами, начатое отцом, Шапуром I (В середине III столетия Дербент был захвачен персидским царем Шапуром I, учинившим в городе «разрушения и пожарища». На многие века этот «варвар» оставил в памяти табасаранского народа глубокий след. И по сегодняшний день табасараны называют Дербент – «Шагьур». Вот его деяния: В 241 году стал императором империи Сасанидов. 244 год — нанес поражение римской армии при Массисе. В 260 году у Эдессы разбил и взял в плен римского императора Валериана и большую часть его войска. Следуя традиции, после смерти Валериана в плену Шапур приказал снять с него кожу, набить чучело и выставить его на всеобщее обозрение). Как написано выше такого сближения не произошло. Там и по сегодняшний день существует свой отдельный мазандаранский язык.
Другим событием, затронувшим каждого члена общины и отражающемся на единстве ее, стала реформа зороастрийского календаря. Новое празднество, выделяется среди остальных. По-персидски оно называется Ноуруз (букв. “Новый день”). Авестийское название его до нас не дошло. Зороастр приурочил этот праздник к весеннему равноденствию, использовав, по-видимому, древнее празднование наступления весны, которое посвятил Аша-Вахишта (“Лучшей праведности”) и огню. Как последнее из семи, это празднество напоминает о Последнем дне мира, когда окончательно восторжествует аша, а последний день станет одновременно Новым днем вечной жизни. Читаем выше: В городах Табаристана (где Гушнасп оказывал сопротивление Ардаширу в том числе и Табасаран) местная династия сохраняла старую религию до середины IX в. Вот вам ответ на главный вопрос: Праздник Эбелцан (Эвел ц1а - огонь с древнейших времен) никакого отношения к Новруз не имеет. Эбелцан в каждом населенном пункте отмечают по разному; в Кондике -12 марта, в Хиве 15 марта и т. д. но не 22 марта. И такие торжества как в Новруз не устраивают.
Ни одно из религиозных мероприятий этого периода — ни иконоборчество, ни поощрение культа храмовых огней, ни календарная реформа, ни установление единого официального канона писаний — не оказало влияния на само вероучение. Цари этой династии постоянно представляли себя первыми создателями и защитниками зороастрийской ортодоксии, но на деле Сасаниды ослабили веру тем, что придавали важное значение своим зурванитским воззрениям.
В Gilaki и Mazandarani занимают Южно-Каспийской регионе Иран и говорят на языках, принадлежащие к северо-западной ветви иранских языков. Было высказано мнение о том, что их предки прибыли из кавказского региона, возможно, вытесняя более ранней группы на юге Каспия. Лингвистическая доказательств поддерживает этот сценарий, в том, что Gilaki и Mazandarani языках (но не других иранских языков) разделяют определенные типологические черты с кавказских языков. Проанализированы модели мтДНК и Y хромосомы разницу в Gilaki и Mazandarani. Исходя из последовательностей мтДНК HV1, то Gilaki и Mazandarani наиболее тесно похожи на своих географических и языковых соседей, а именно других иранских групп. Однако их Y хромосом видов наиболее близко напоминают те найти в группы из Южного Кавказа. А сценарий, который объясняет эти различия является закавказских стран происхождения для предков из Gilaki и Mazandarani, после чего интрогрессии женщин (но не мужчин), из местных иранских групп, возможно, из-за patrilocality. Учитывая, что обе мтДНК и языка, передаваемых по-матерински, включение местных иранских женщин привело бы к сопутствующей замена исконных кавказских языков и типов мтДНК из Gilaki и Mazandarani с их нынешним иранским языком и типов мтДНК.Тем кто сомневался вот вам и ответы. Столько совпадений в Истории не бывают.


Спасибо: 0 
Replys - 300 , page: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 All [new only]
Тему читают:
- user online
- user offline
All times are GMT  3 Hours. Hits today: 11
You can: smiles yes, images yes, types yes, poll no
avatars yes, links on, premoderation off, edit new post no